В России впервые подводится полномасштабная работа по «чистке» Единого государственного реестра юридических лиц (ЕГРЮЛ) от фиктивных компаний. Федеральная налоговая служба РФ (ФНС) начала реализовывать эту программу в 2016 г. и, судя по данным за 2017 г., взятый курс на исключение из реестра фирм-однодневок продолжится. Так, если на 01.06.2016 г. в стране было зарегистрировано 4,8 млн действующих организаций, то на 01.06.2017 г. уже 4,5 млн - на 5,7% меньше. В относительных цифрах больше всего юридических лиц (ЮЛ) убыло в Мурманской области - 14,8%, Челябинской области - 13,8% и Москве -11,8% (см. таблицу 1).
Столь стремительное сокращение числа юридических лиц связано отнюдь не с негативными процессами в экономике. По предварительным оценкам, динамика ВВП России в I квартале 2017 г. вышла в положительную область, рост показателя составил 0,5%; происходит оживление в ключевых отраслях – торговле и строительстве, усиленными темпами развивается промышленное производство. Причину сокращения следует искать в первую очередь в целенаправленном удалении сомнительных компаний – фирм-однодневок.
№ | Регион | Число действующих ЮЛ на 01.06.2016 г. | Число действующих ЮЛ на 01.06.2017 г. | Снижение числа ЮЛ за год, % |
1 | Мурманская область | 21 187 | 18 047 | -14,8 |
2 | Челябинская область | 113 031 | 97 427 | -13,8 |
3 | г. Москва | 1 090 657 | 961 590 | -11,8 |
4 | Новосибирская область | 137 810 | 122 294 | -11,3 |
5 | Республика Калмыкия | 4 921 | 4 388 | -10,8 |
6 | Ханты-Мансийский АО - Югра | 40 263 | 36 314 | -9,8 |
7 | Томская область | 35 004 | 31 572 | -9,8 |
8 | Орловская область | 15 707 | 14 171 | -9,8 |
9 | Республика Марий Эл | 15 482 | 14 131 | -8,7 |
10 | Волгоградская область | 51 307 | 46 830 | -8,7 |
Российская Федерация | 4 781 592 | 4 510 689 | -5,7 |
По словам заместителя главы ФНС Дмитрия Григоренко, налоговики исключают из ЕГРЮЛ компании, которые больше года не предоставляют какую-либо отчетность и у которых нет движений по счетам. По разным оценкам в стране еще осталось от 600 до 700 тыс. однодневок, это 13%-16% от общего количества компаний. Иными словами, в России почти каждая десятая организация может считается фиктивной, поэтому проверка потенциальных партнеров перед заключением сделок остается для бизнеса одним из главных мероприятий по обеспечению экономической безопасности.
Еще несколько лет назад ситуация была значительно хуже: например, в 2011 г. насчитывалось около 1,8 млн фирм-однодневок – а это 40% от общего числа предприятий (в 2,6 раз выше уровня 2017 г.). Становится очевидным, что борьба с сомнительными структурами приносит результаты. Наметилась тенденция и по сокращению срока функционирования подобных компаний: если раньше они могли осуществлять незаконные операции годами, то теперь, как правило, после проведения 1-2 «сделок» фирму бросают, и она больше не проявляет никаких признаков активности.
Потребность в информации особенно возрастает, когда планируется сотрудничество с новым контрагентом. Чтобы снизить риск финансовых потерь и вовлечения в мошенническую схему, необходимо проверять все возможные сведения о потенциальном партнере. Если при проверке уже со стороны ФНС будет обнаружено, что контрагент является фирмой-однодневкой, сделка с ним признается направленной на получение необоснованной налоговой выгоды. При этом исключение затрат по сделке из налоговой базы по налогу на прибыль и отнесение к вычетам НДС признаются незаконными действиями. В итоге, при обнаружении факта взаимоотношений с фирмой-однодневкой, будут доначислены налоги и выставлено требование об уплате штрафа и пени.
Налоговая служба постоянно совершенствует нормативную базу по борьбе с фиктивными компаниями и выявлению их признаков. Следует выделить наиболее важные документы: Приказ ФНС № ММ-3-06/333@ от 30 мая 2007 г. и Приказ ФНС от 11 февраля 2016 г. № ММВ-7-14/72@, в которых зафиксированы признаки однодневки и мероприятия по их выявлению. Анализ арбитражной практики выявил наиболее часто встречающиеся признаки (см. Рисунок 1).
Выписка из ЕГРЮЛ подтверждает факт государственной регистрации компании в установленном порядке, но не может являться достаточным подтверждением «должной осмотрительности и осторожности» налогоплательщика при выборе партнера для сотрудничества. Необходима его проверка посредством профессиональной информационной системы.
Пользователи Системы Глобас имеют возможность оперативно проверять контрагентов, используя Индекс благонадежности, который оценивает негативные признаки и в том числе учитывает рекомендации ФНС по выявлению фирм-однодневок.
По данным Системы Глобас, на сегодняшний день число компаний с характерными негативными признаками составляет 10-13% от всего массива организаций, что соответствует официальной статистике. Индекс благонадежности рассчитывается для всех российских предприятий реального сектора экономики.
Правительство России Распоряжением от 23.05.2017 №963-р «О подписании многосторонней Конвенции по выполнению мер, относящихся к налоговым соглашениям, в целях противодействия размыванию налоговой базы и выводу прибыли из-под налогообложения» одобрило присоединение России к многосторонней конвенции Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР). Проект Распоряжения был подготовлен Министерством финансов РФ и согласован с Министерством иностранных дел, Министерством экономического развития, Министерством юстиции и Федеральной налоговой службой.
Многосторонняя Конвенция по выполнению мер, относящихся к налоговым соглашениям, в целях противодействия размыванию налоговой базы и выводу прибыли из-под налогообложения от 24.11.2016 была выработана странами-участниками Специальной группы ОЭСР как составная часть Плана по противодействию размыванию налоговой базы и выводу прибыли из-под налогообложения (План BEPS - Base Erosion and Profit Shifting). Конвенция была открыта для подписания с 31 декабря 2016 года. С присоединением России число стран - участников плана BEPS достигло 67.
Положения Конвенции направлены на препятствование выводу из страны прибыли и позволяют координировать работу по исполнению Плана BEPS через многосторонние согласования изменений в способах применения существующих соглашений об избежании двойного налогообложения. При этом отпадает необходимость в двусторонних переговорах по каждому из таких соглашений в отдельности.
Это, в свою очередь, позволяет участникам обеспечить гибкость при исполнении взятых на себя обязательств, а также создавать условия для обеспечения высокого уровня прозрачности деятельности как для самих государств, так и для их налоговых органов и налогоплательщиков.
Применение Конвенций коснется 63 соглашений Российской Федерации с иностранными государствами об избежании двойного налогообложения, за исключением стран, не являющихся участниками Специальной группы ОЭСР по разработке Конвенции. Исключение пока также касается Швеции и Японии в связи продолжающимися переговорами о заключении новых соглашений, учитывающих положения Конвенции.
Конвенция не вступает в противоречие с Договором о Евразийском экономическом союзе, а также с другим ранее заключенными международными соглашениями Российской Федерации.
Организации экономического сотрудничества и развития (Organisation for Economic Co-operation and Development, OECD) - это международная экономическая организация развитых стран, объединившихся на принципах рыночной экономики и демократии. ОЭСР была образована 1948 г. как Организация европейского экономического сотрудничества (Organisation for European Economic Co-operation, OEEC) в целях координации проектов экономического преобразования Европы в рамках плана Маршалла. Штаб-квартира организации располагается в Шато де ла Мюетт (Château de la Muette) в Париже. Генеральным секретарем с 2006 года является Хосе Анхель Гурриа Тревиньо (Мексика). Руководящий орган ОЭСР - Совет представителей стран-членов организации, где все решения принимаются на основе взаимно согласованных мнений. В настоящее время в организацию входят 35 государств, в т.ч. большая часть государств-членов Европейского союза. Европейская комиссия, как орган Евросоюза, также входит в организацию на правах отдельного члена. Доля государств-членов ОЭСР в мировом валовом внутреннем продукте составляет около 60%.
Напомним, что по сведениям Федеральной налоговой службы соглашения об избежании двойного налогообложения применяются Российской Федерацией со следующими странами:
№ п/п | Государство | Дата заключения международного договора | Дата вступления в силу | Применяется с: | Применяется с: |
1. | Австралия | 07.09.2000 | 17.12.2003 | 01.01.2004 (Россия) | 01.07.2004 (Австралия) |
2. | Австрия | 13.04.2000 | 30.12.2002 | 01.01.2003 | |
3. | Азербайджан | 03.07.1997 | 03.07.1998 | 01.01.1999 | |
4. | Албания | 11.04.1995 | 09.12.1997 | 01.01.1998 | |
5. | Алжир | 10.03.2006 | 18.12.2008 | 01.01.2009 | |
6. | Аргентина | 10.10.2001 | 15.10.2012 | 01.01.2013 | |
7. | Армения | 28.12.1996 | 17.03.1998 | 01.01.1999 | |
8. | Белоруссия | 21.04.1995 | 21.01.1997 | 01.01.1998 | |
9. | Бельгия | 16.06.1995 | 26.01.2000 | 01.01.2001 | |
10. | Болгария | 08.06.1993 | 24.04.1995 | 01.01.1996 | |
11. | Ботсвана | 08.04.2003 | 23.12.2009 | 01.01.2010 (Россия) | 01.07.2010 (Ботсвана) |
12. | Великобритания | 15.02.1994 | 18.04.1997 | 01.01.1998 (Россия) | 01./06.04.1998 (Великобритания) |
13. | Венгрия | 01.04.1994 | 03.11.1997 | 01.01.1998 | |
14. | Венесуэла | 22.12.2003 | 19.01.2009 | 01.01.2010 | |
15. | Вьетнам | 27.05.1993 | 21.03.1996 | 01.01.1997 | |
16. | Германия | 29.05.1996 | 30.12.1996 | 01.01.1997 | |
17. | Греция | 26.06.2000 | 20.12.2007 | 01.01.2008 | |
18. | Дания | 08.02.1996 | 27.04.1997 | 01.01.1998 | |
19. | Египет | 23.09.1997 | 06.12.2000 | 01.01.2001 | |
20. | Израиль | 25.04.1994 | 07.12.2000 | 01.01.2001 | |
21. | Индия | 25.03.1997 | 11.04.1998 | 01.01.1999 (Россия) | 01.04.1999 (Индия) |
22. | Индонезия | 12.03.1999 | 17.12.2002 | 01.01.2003 | |
23. | Иран | 06.03.1998 | 05.04.2002 | 01.01.2003 | |
24. | Ирландия | 29.04.1994 | 07.07.1995 | 01/06.04.1996 (Ирландия) | 01.01.1996 (Россия) |
25. | Исландия | 26.11.1999 | 21.07.2003 | 01.01.2004 | |
26. | Испания | 16.12.1998 | 13.06.2000 | 01.01.2001 | |
27. | Италия | 09.04.1996 | 30.11.1998 | 01.01.1999 | |
28. | Казахстан | 18.10.1996 | 29.07.1997 | 01.01.1998 | |
29. | Канада | 05.10.1995 | 05.05.1997 | 01.01.1998 | |
30. | Катар | 20.04.1998 | 05.09.2000 | 01.01.2001 | |
31. | Кипр | 05.12.2008 | 17.08.1999 | 01.01.2000 | |
32. | Киргизия | 13.01.1999 | 05.07.2000 | 01.01.2001 | |
33. | Китай | 27.05.1994 | 10.04.1997 | 01.01.1998 | |
34. | КНДР | 26.09.1997 | 30.05.2000 | 01.01.2001 | |
35. | Корея | 19.11.1992 | 24.08.1995 | 01.01.1996 | |
36. | Куба | 14.12.2000 | 15.11.2010 | 01.01.2011 | |
37. | Кувейт | 09.02.1999 | 03.01.2003 | 01.01.2004 | |
38. | Латвия | 20.12.2010 | 06.11.2012 | 01.01.2013 | |
39. | Ливан | 07.04.1997 | 16.06.2000 | 01.01.2001 | |
40. | Литва | 29.06.1999 | 05.05.2005 | 01.01.2006 | |
41. | Люксембург | 28.06.1993 | 07.05.1997 | 01.01.1998 | |
42. | Македония | 21.10.1997 | 14.07.2000 | 01.01.2001 | |
43. | Малайзия | 31.07.1987 | неизвестно | 01.01.1989 | |
44. | Мали | 25.06.1996 | 13.09.1999 | 01.01.2000 | |
45. | Мальта | 24.04.2013 | 22.05.2014 | 01.01.2015 | |
46. | Марокко | 04.09.1997 | 31.08.1999 | 01.01.2000 | |
47. | Мексика | 07.07.2004 | 02.04.2008 | 01.01.2009 | |
48. | Молдова | 12.04.1996 | 06.06.1997 | 01.01.1998 | |
49. | Монголия | 05.04.1995 | 22.05.1997 | 01.01.1998 | |
50. | Намибия | 30.03.1998 | 23.06.2000 | 01.01.2001 | |
51. | Нидерланды | 16.12.1996 | 27.08.1998 | 01.01.1999 | |
52. | Новая Зеландия | 05.09.2000 | 04.07.2003 | 01.01.2004 (Россия) | 01.04.2004 (Новая Зеландия) |
53. | Норвегия | 26.03.1996 | 20.12.2002 | 01.01.2003 | |
54. | Польша | 22.05.1992 | 22.02.1993 | 01.01.1994 | |
55. | Португалия | 29.05.2000 | 11.12.2002 | 01.01.2003 | |
56. | Румыния | 27.09.1993 | 11.08.1995 | 01.01.1996 | |
57. | Саудовская Аравия | 11.02.2007 | 01.02.2010 | 01.01.2011 | |
58. | Сербия, Черногория | 12.10.1995 | 09.07.1997 | 01.01.1998 | |
59. | Сингапур | 09.09.2002 | 16.01.2009 | 01.01.2010 | |
60. | Сирия | 17.09.2000 | 31.07.2003 | 01.01.2004 | |
61. | Словакия | 24.06.1994 | 01.05.1997 | 01.01.1998 | |
62. | Словения | 29.09.1995 | 20.04.1997 | 01.01.1998 | |
63. | США | 17.06.1992 | 16.12.1993 | 01.01.1994 | |
64. | Таджикистан | 31.03.1997 | 26.04.2003 | 01.01.2004 | |
65. | Таиланд | 23.09.1999 | 15.01.2009 | 01.01.2010 | |
66. | Туркменистан | 14.01.1998 | 10.02.1999 | 01.01.2000 | |
67. | Турция | 15.12.1997 | 31.12.1999 | 01.01.2000 | |
68. | Узбекистан | 02.03.1994 | 27.07.1995 | 01.01.1996 | |
69. | Украина | 08.02.1995 | 03.08.1999 | 01.01.2000 | |
70. | Филиппины | 26.04.1995 | 12.12.1997 | 01.01.1998 | |
71. | Финляндия | 04.05.1996 | 14.12.2002 | 01.01.2003 | |
72. | Франция | 26.11.1996 | 09.02.1999 | 01.01.2000 | |
73. | Хорватия | 02.10.1995 | 19.04.1997 | 01.01.1998 | |
74. | Чехия | 17.11.1995 | 18.07.1997 | 01.01.1998 | |
75. | Чили | 19.11.2004 | 23.03.2012 | 01.01.2013 | |
76. | Швейцария | 15.11.1995 | 18.04.1997 | 01.01.1998 | |
77. | Швеция | 14.06.1993 | 03.08.1995 | 01.01.1996 | |
78. | Шри-Ланка | 02.03.1999 | 29.12.2002 | 01.01.2003 (Россия) | 01.04.2003 (Шри-Ланка) |
79. | ЮАР | 27.11.1995 | 26.06.2000 | 01.09.2000 (ЮАР) | 01.01.2001 (Россия) |
80. | Япония | 18.01.1986 | 27.11.1986 | 01.01.1987 |