Информационное агентство Credinform представляет рэнкинг крупнейших российских грузовых автомобильных предприятий по коэффициенту оборачиваемости собственных средств. Крупнейшие российские грузовые автомобильные предприятия (ТОП-10) по объему годовой выручки за последний имеющийся в органах государственной статистики отчетный период (2014 г.) были ранжированы по коэффициенту оборачиваемости собственных средств за год (Таблица 1).
Оборачиваемость собственных средств (раз) определяется как отношение выручки к среднегодовой сумме собственного капитала и показывает интенсивность использования организацией всей совокупности имеющихся активов.
Оборачиваемость собственных средств отражает скорость оборота собственного капитала. Высокое значение этого показателя свидетельствует об эффективности использования собственных средств. Соответственно, низкое значение - о бездействии части собственных средств.
Слишком высокий коэффициент оборачиваемости собственного капитала, т.е. значительное превышение уровня реализации над вложенным капиталом, влечет за собой увеличение кредитных ресурсов. Увеличивается также и риск кредиторов, а предприятие может испытывать серьезные затруднения, обусловленные уменьшением доходов.
Для получения наиболее полного и объективного представления о финансовом состоянии предприятия необходимо обращать внимание не только на соответствие нормативным значениям, но и на всю совокупность финансовых показателей и коэффициентов компании.
Наименование, ИНН, Регион | Чистая прибыль 2014 г., млн руб. | Выручка 2014 г., млн руб. | Выручка 2014 г. к 2013 г., % | Оборачиваемость собственных средств, раз | Индекс платежеспособности Глобас-i |
---|---|---|---|---|---|
ООО МАЛИНОВ ЯР ИНН 3123282167 Белгородская область |
18,1 | 1 677,2 | 117 | 101,19 | 252 Высокий |
ООО КАДРОВЫЙ ЦЕНТР ОЖД ИНН 7838384830 г. Санкт-Петербург |
14,0 | 1 269,4 | 82 | 11,07 | 220 Высокий |
ООО АВТОТРАНСПОРТНОЕ УПРАВЛЕНИЕ ИНН 7414006930 Челябинская область |
4,9 | 2 066,9 | 112 | 4,61 | 231 Высокий |
ООО РЕГИОН 42 ИНН 4217104669 Кемеровская область |
126,4 | 2 870,4 | 101 | 4,40 | 227 Высокий |
НАО ЛОРРИ ИНН 6663006255 Свердловская область |
-124,3 | 3 084,4 | 85 | 2,64 | 288 Высокий |
ООО БЕЛОЗЕРНОЕ УПРАВЛЕНИЕ ТЕХНОЛОГИЧЕСКОГО ТРАНСПОРТА ИНН 8603104188 Ханты - Мансийский автономный округ - Югра |
16,6 | 1 646,0 | 57 | 2,18 | 223 Высокий |
ООО НОРИЛЬСКИЙ ПРОМЫШЛЕННЫЙ ТРАНСПОРТ ИНН 2457063821 Красноярский край |
59,3 | 4 147,5 | 100 | 2,05 | 223 Высокий |
ПАО ОРДЕНА ТРУДОВОГО КРАСНОГО ЗНАМЕНИ ПЕРВЫЙ АВТОКОМБИНАТ ИМЕНИ Г.Л. КРАУЗЕ ИНН 7734032873 г. Москва |
382,1 | 1 917,8 | 84 | 1,15 | 164 Наивысший |
ПАО УПРАВЛЕНИЕ ПО ПРОФИЛАКТИКЕ И РЕКУЛЬТИВАЦИИ ИНН 4212005449 Кемеровская область |
38,0 | 2 709,0 | 111 | -44,78 | 303 Удовлетворительный |
ООО УСИНСКОЕ УПРАВЛЕНИЕ ТЕХНОЛОГИЧЕСКОГО ТРАНСПОРТА ИНН 1106022790 Республика Коми |
-71,7 | 2 147,7 | 105 | -121,19 | 325 Удовлетворительный |
Оборот собственных средств крупнейших грузовых автомобильных предприятий варьируется от 101,19 раза (ООО МАЛИНОВ ЯР), до отрицательного значения -121,19 раза (ООО УСИНСКОЕ УПРАВЛЕНИЕ ТЕХНОЛОГИЧЕСКОГО ТРАНСПОРТА). Крупнейшая по годовой выручке компания ООО НОРИЛЬСКИЙ ПРОМЫШЛЕННЫЙ ТРАНСПОРТ совершает оборот собственных средств 2,05 раза за период.
Две компании в списке ТОП-10 - ПАО УПРАВЛЕНИЕ ПО ПРОФИЛАКТИКЕ И РЕКУЛЬТИВАЦИИ и ООО УСИНСКОЕ УПРАВЛЕНИЕ ТЕХНОЛОГИЧЕСКОГО ТРАНСПОРТА имеют отрицательную оборачиваемость собственных средств, что свидетельствует о сложном финансовом состоянии, при котором степень их платежеспособности находится на низком уровне. Имеющиеся денежные средства, краткосрочные финансовые вложения и дебиторская задолженность не покрывают их кредиторскую задолженность. Удовлетворительный индекс платёжеспособности Глобас-i, присвоенный этим компаниям, в том числе, и по причине наличия убытка в структуре балансовых показателей, подтверждает риск невыполнения финансовых обязательств.
Остальным компаниям ТОП-10 присвоен наивысший и высокий индекс платёжеспособности Глобас-i, что характеризует их как финансово устойчивые.
Рисунок 1. Выручка и коэффициент оборачиваемости собственных средств за 2014 г. крупнейших российских грузовых автомобильных предприятий (ТОП-10)
Годовая суммарная выручка компаний из списка ТОП-10 по итогам 2014 г. составила 23,5 млрд руб. и снизилась на 6% по отношению к 2013 г. Показатели выручки за 2014 г. снизились у четырех компаний из списка, а у семи компаний наблюдается и снижение показателей чистой прибыли.
В сложных экономических условиях снижения деловой активности, отрасль грузовых автомобильных перевозок испытывает определенные трудности. Об этом свидетельствуют данные Росстата о грузообороте автотранспорта в России (Рисунок 2).
Эти данные свидетельствуют о том, что максимальный грузооборот был достигнут в 2013 г. с дальнейшим снижением в 2014 и 2015 гг. Снижение грузооборота в 2015 г. по сравнению с 2013 г. составило почти 7%.
Для грузовых автоперевозок характерно относительно равномерное распределение бизнеса по территории страны с привязкой к крупным промышленным центрам и регионам с развитой добывающей промышленностью. Это подтверждается данными Информационно-аналитической системы Глобас-i о распределении зарегистрированных по регионам 100 крупнейших по объему выручки за 2014 г. компаний отрасли (ТОП-12 Регионов):
Регион | Количество зарегистрированных компаний |
---|---|
Санкт-Петербург | 11 |
г. Москва | 8 |
Кемеровская область | 7 |
Свердловская область | 6 |
Брянская область | 3 |
Красноярский край | 3 |
Ленинградская область | 3 |
Московская область | 3 |
Нижегородская область | 3 |
Омская область | 3 |
Смоленская область | 3 |
Ханты-Мансийский автономный округ-Югра | 3 |
В последние годы в результате смещения центра экономической жизни в Азию идея «Шёлкового пути» стала более актуальной. Сегодня эта идея приобретает черты концепции «Нового шёлкового пути», выдвинутой Председателем КНР ещё в 2013 году под лозунгом «Один пояс – один путь». Поэтому в числе ключевых тем, обсуждаемых в ходе Астанинского экономического форума, проходившего в Казахстане 25-26 мая 2016 года, стали не только формирование экономических отношений вдоль «Шёлкового пути», но и построение в странах Центрально-Азиатского региона устойчивых экономик, развивающихся на основе знаний, инноваций, создания зон свободной торговли.
Глобальная стратегия, включающая проекты «Экономический пояс Шёлкового пути» и «Морской Шёлковый путь XXI века», предполагает реализацию масштабных планов строительства транспортной инфраструктуры: железных и автомобильных дорог, трубопроводов, портов, по пути от западных границ Китая через страны Средней Азии и Иран в Европу. Реализация проекта должна привести к интенсификации экономического развития территорий Евразии, а также стран Южной и Юго-Восточной Азии, Ближнего Востока и Африки и, соответственно, росту взаимовыгодных торговых отношений.
В 2015 году Китай предложил создать совместный китайско-монголо-российский экономический коридор. Суть его заключается в соединении китайской идеи построения экономического пояса Шёлкового пути «Один пояс – один путь», монгольской идеи «Степной путь», и российской идеи создания трансевразийского коридора. В целом концепция должна включать сухопутную часть, состоящую из трёх железнодорожных коридоров, и морской путь. В последующем ж/д коридоры дополнятся автомобильными. Возможно, к этому будет добавлен ещё арктический маршрут.
Не удивительно, что вокруг вышеназванных масштабных проектов, несмотря на неподтвержденную окупаемость транспортировки грузов из Китая в Европу, обостряется конкуренция за выбор конкретных маршрутов. Казахстан считает приоритетами строительство газопровода Бейней-Бозой-Шымкент, транзитной автодороги Западная Европа – Западный Китай. Таджикистан предполагает альтернативные маршруты: поставка газа в Китай из Туркмении и строительство дороги из Ирана в КНР. Сингапур интересует развитие морских перевозок и интеграция стран «Шёлкового пути» в финансовой сфере. Эстония и Латвия встали в очередь предложить услуги перевалки грузов. Россия успешно реконструирует Транссибирскую магистраль, что позволяет наращивать грузопоток через территорию страны, создает транспортные коридоры «Приморье-1» и «Приморье-2».
Стоит отметить, что в целях реализации концепции «Нового Шёлкового пути» предприняты определенные шаги:
- подписано совместное заявление глав России и Китая о сотрудничестве государств в рамках ЕАЭС и трансевразийского торгово-инфраструктурного проекта экономического пояса «Шёлковый путь»;
- созданы китайцами инвестиционный фонд Silk Road Company и Азиатский банк инфраструктурных инвестиций, в котором Россия стала постоянным членом-учредителем;
- через территорию России запущен самый длинный в мире грузовой железнодорожный маршрут Харбин-Гамбург;
- 5 февраля 2016 года первый контейнерный поезд из Китая с деталями для предприятия ООО «Самсунг Электроникс Рус Калуга» прибыл в Калужскую область;
- - в этом же месяце текущего года открылся новый железнодорожный маршрут между Харбином и Екатеринбургом.
Участие России в проекте «Новый шёлковый путь» позволит увеличить рост грузового транзита через свою территорию, что будет способствовать увеличению окупаемости вложений в транспортную инфраструктуру, развитию регионов азиатской части государства, упрочнению своего положения как крупной транзитной страны, своего рода «связующим мостом» между Востоком и Западом.