Рэнкинг
Крупнейшие российские грузовые автомобильные предприятия по коэффициенту оборачиваемости собственных средств

Информационное агентство Credinform представляет рэнкинг крупнейших российских грузовых автомобильных предприятий по коэффициенту оборачиваемости собственных средств. Крупнейшие российские грузовые автомобильные предприятия (ТОП-10) по объему годовой выручки за последний имеющийся в органах государственной статистики отчетный период (2014 г.) были ранжированы по коэффициенту оборачиваемости собственных средств за год (Таблица 1).

Оборачиваемость собственных средств (раз) определяется как отношение выручки к среднегодовой сумме собственного капитала и показывает интенсивность использования организацией всей совокупности имеющихся активов.

Оборачиваемость собственных средств отражает скорость оборота собственного капитала. Высокое значение этого показателя свидетельствует об эффективности использования собственных средств. Соответственно, низкое значение - о бездействии части собственных средств.

Слишком высокий коэффициент оборачиваемости собственного капитала, т.е. значительное превышение уровня реализации над вложенным капиталом, влечет за собой увеличение кредитных ресурсов.  Увеличивается также и риск кредиторов, а предприятие может испытывать серьезные затруднения, обусловленные уменьшением доходов.

 Для получения наиболее полного и объективного представления о финансовом состоянии предприятия необходимо обращать внимание не только на соответствие нормативным значениям, но и на всю совокупность финансовых показателей и коэффициентов компании.

Таблица 1. Чистая прибыль, выручка, оборачиваемость собственных средств, индекс платежеспособности Глобас-i крупнейших российских грузовых автомобильных предприятий (ТОП-10)
Наименование, ИНН, РегионЧистая прибыль 2014 г., млн руб.Выручка 2014 г., млн руб.Выручка 2014 г. к 2013 г., %Оборачиваемость собственных средств, разИндекс платежеспособности Глобас-i
ООО МАЛИНОВ ЯР
ИНН 3123282167
Белгородская область
18,1 1 677,2 117 101,19 252 Высокий
ООО КАДРОВЫЙ ЦЕНТР ОЖД
ИНН 7838384830
г. Санкт-Петербург
14,0 1 269,4 82 11,07 220 Высокий
ООО АВТОТРАНСПОРТНОЕ УПРАВЛЕНИЕ
ИНН 7414006930
Челябинская область
4,9 2 066,9 112 4,61 231 Высокий
ООО РЕГИОН 42
ИНН 4217104669
Кемеровская область
126,4 2 870,4 101 4,40 227 Высокий
НАО ЛОРРИ
ИНН 6663006255
Свердловская область
-124,3 3 084,4 85 2,64 288 Высокий
ООО БЕЛОЗЕРНОЕ УПРАВЛЕНИЕ ТЕХНОЛОГИЧЕСКОГО ТРАНСПОРТА
ИНН 8603104188
Ханты - Мансийский автономный округ - Югра
16,6 1 646,0 57 2,18 223 Высокий
ООО НОРИЛЬСКИЙ ПРОМЫШЛЕННЫЙ ТРАНСПОРТ
ИНН 2457063821
Красноярский край
59,3 4 147,5 100 2,05 223 Высокий
ПАО ОРДЕНА ТРУДОВОГО КРАСНОГО ЗНАМЕНИ ПЕРВЫЙ АВТОКОМБИНАТ ИМЕНИ Г.Л. КРАУЗЕ
ИНН 7734032873
г. Москва
382,1 1 917,8 84 1,15 164 Наивысший
ПАО УПРАВЛЕНИЕ ПО ПРОФИЛАКТИКЕ И РЕКУЛЬТИВАЦИИ
ИНН 4212005449
Кемеровская область
38,0 2 709,0 111 -44,78 303 Удовлетворительный
ООО УСИНСКОЕ УПРАВЛЕНИЕ ТЕХНОЛОГИЧЕСКОГО ТРАНСПОРТА
ИНН 1106022790
Республика Коми
-71,7 2 147,7 105 -121,19 325 Удовлетворительный

Оборот собственных средств крупнейших грузовых автомобильных предприятий варьируется от 101,19 раза (ООО МАЛИНОВ ЯР), до отрицательного значения -121,19 раза (ООО УСИНСКОЕ УПРАВЛЕНИЕ ТЕХНОЛОГИЧЕСКОГО ТРАНСПОРТА). Крупнейшая по годовой выручке компания ООО НОРИЛЬСКИЙ ПРОМЫШЛЕННЫЙ ТРАНСПОРТ совершает оборот собственных средств 2,05 раза за период.

Две компании в списке ТОП-10 - ПАО УПРАВЛЕНИЕ ПО ПРОФИЛАКТИКЕ И РЕКУЛЬТИВАЦИИ и ООО УСИНСКОЕ УПРАВЛЕНИЕ ТЕХНОЛОГИЧЕСКОГО ТРАНСПОРТА имеют отрицательную оборачиваемость собственных средств, что свидетельствует о сложном финансовом состоянии, при котором степень их платежеспособности находится на низком уровне. Имеющиеся денежные средства, краткосрочные финансовые вложения и дебиторская задолженность не покрывают их кредиторскую задолженность. Удовлетворительный индекс платёжеспособности Глобас-i, присвоенный этим компаниям, в том числе, и по причине наличия убытка в структуре балансовых показателей, подтверждает риск невыполнения финансовых обязательств.

Остальным компаниям ТОП-10 присвоен наивысший и высокий индекс платёжеспособности Глобас-i, что характеризует их как финансово устойчивые.

Рисунок 1. Выручка и коэффициент оборачиваемости собственных средств за 2014 г. крупнейших российских грузовых автомобильных предприятий (ТОП-10)

Выручка и коэффициент общей ликвидности за 2014 г. крупнейших российских грузовых автомобильных предприятий

Годовая суммарная выручка компаний из списка ТОП-10 по итогам 2014 г. составила 23,5 млрд руб. и снизилась на 6% по отношению к 2013 г. Показатели выручки за 2014 г. снизились у четырех компаний из списка, а у семи компаний наблюдается и снижение показателей чистой прибыли.

В сложных экономических условиях снижения деловой активности, отрасль грузовых автомобильных перевозок испытывает определенные трудности. Об этом свидетельствуют  данные Росстата о грузообороте автотранспорта в России (Рисунок 2).

Рисунок 2. Грузооборот автотранспорта (миллиард тонно-километров, значение показателя за год)

Грузооборот автотранспорта

Эти данные свидетельствуют о том, что максимальный грузооборот был достигнут в 2013 г. с дальнейшим снижением в 2014 и 2015 гг. Снижение грузооборота в 2015 г. по сравнению с 2013 г. составило почти 7%. 

Для грузовых автоперевозок характерно относительно равномерное распределение бизнеса по территории страны с привязкой к крупным промышленным центрам и регионам с развитой добывающей промышленностью. Это подтверждается данными Информационно-аналитической системы Глобас-i о распределении зарегистрированных по регионам 100 крупнейших по объему выручки за 2014 г. компаний отрасли (ТОП-12 Регионов):

РегионКоличество зарегистрированных компаний
Санкт-Петербург 11
г. Москва 8
Кемеровская область 7
Свердловская область 6
Брянская область 3
Красноярский край 3
Ленинградская область 3
Московская область 3
Нижегородская область 3
Омская область 3
Смоленская область 3
Ханты-Мансийский автономный округ-Югра 3
Статья
Европу и Азию соединят новые транспортные пути

В последние годы в результате смещения центра экономической жизни в Азию идея «Шёлкового пути» стала более актуальной. Сегодня эта идея приобретает черты концепции «Нового шёлкового пути», выдвинутой Председателем КНР ещё в 2013 году под лозунгом «Один пояс – один путь». Поэтому в числе ключевых тем, обсуждаемых в ходе Астанинского экономического форума, проходившего в Казахстане 25-26 мая 2016 года, стали не только формирование экономических отношений вдоль «Шёлкового пути», но и построение в странах Центрально-Азиатского региона устойчивых экономик, развивающихся на основе знаний, инноваций, создания зон свободной торговли.

Глобальная стратегия, включающая проекты «Экономический пояс Шёлкового пути» и «Морской Шёлковый путь XXI века», предполагает реализацию масштабных планов строительства транспортной инфраструктуры: железных и автомобильных дорог, трубопроводов, портов, по пути от западных границ Китая через страны Средней Азии и Иран в Европу. Реализация проекта должна привести к интенсификации экономического развития территорий Евразии, а также стран Южной и Юго-Восточной Азии, Ближнего Востока и Африки и, соответственно, росту взаимовыгодных торговых отношений.

В 2015 году Китай предложил создать совместный китайско-монголо-российский экономический коридор. Суть его заключается в соединении китайской идеи построения экономического пояса Шёлкового пути «Один пояс – один путь», монгольской идеи «Степной путь», и российской идеи создания трансевразийского коридора. В целом концепция должна включать сухопутную часть, состоящую из трёх железнодорожных коридоров, и морской путь. В последующем ж/д коридоры дополнятся автомобильными. Возможно, к этому будет добавлен ещё арктический маршрут.

Не удивительно, что вокруг вышеназванных масштабных проектов, несмотря на неподтвержденную окупаемость транспортировки грузов из Китая в Европу, обостряется конкуренция за выбор конкретных маршрутов. Казахстан считает приоритетами строительство газопровода Бейней-Бозой-Шымкент, транзитной автодороги Западная Европа – Западный Китай. Таджикистан предполагает альтернативные маршруты: поставка газа в Китай из Туркмении и строительство дороги из Ирана в КНР. Сингапур интересует развитие морских перевозок и интеграция стран «Шёлкового пути» в финансовой сфере. Эстония и Латвия встали в очередь предложить услуги перевалки грузов. Россия успешно реконструирует Транссибирскую магистраль, что позволяет наращивать грузопоток через территорию страны, создает транспортные коридоры «Приморье-1» и «Приморье-2».

Стоит отметить, что в целях реализации концепции «Нового Шёлкового пути» предприняты определенные шаги: 

  • подписано совместное заявление глав России и Китая о сотрудничестве государств в рамках ЕАЭС и трансевразийского торгово-инфраструктурного проекта экономического пояса «Шёлковый путь»;
  • созданы китайцами инвестиционный фонд Silk Road Company и Азиатский банк инфраструктурных инвестиций, в котором Россия стала постоянным членом-учредителем;
  • через территорию России запущен самый длинный в мире грузовой железнодорожный маршрут Харбин-Гамбург;
  • 5 февраля 2016 года первый контейнерный поезд из Китая с деталями для предприятия ООО «Самсунг Электроникс Рус Калуга» прибыл в Калужскую область;
  • - в этом же месяце текущего года открылся новый железнодорожный маршрут между Харбином и Екатеринбургом.

Участие России в проекте «Новый шёлковый путь» позволит увеличить рост грузового транзита через свою территорию, что будет способствовать увеличению окупаемости вложений в транспортную инфраструктуру, развитию регионов азиатской части государства, упрочнению своего положения как крупной транзитной страны, своего рода «связующим мостом» между Востоком и Западом.