Статья
Изменения в законодательстве об административных правонарушениях в отношении юридических лиц

Федеральным законом от 17.04.2017 №68-ФЗ «О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях» увеличен список оснований для прекращения производств по делам об административных правонарушениях в отношении юридических лиц.

Дела в отношении юридических лиц об административных правонарушениях не могут быть начаты, а начатые дела должны быть прекращены при наличии следующих оснований:

  • внесение в Единый государственный реестр юридических лиц (ЕГРЮЛ) записи о ликвидации юридического лица;
  • вынесение арбитражным судом, в соответствии с законодательством о несостоятельности (банкротстве), определения о завершении конкурсного производства.

Указанными основаниями также дополнен перечень оснований прекращения исполнения постановления о назначении административного наказания, содержащийся в Кодексе об административных правонарушениях (КоАП РФ).

Федеральным законом от 17.04.2017 №74-ФЗ «О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях» между должностными и юридическими лицами дифференцирована ответственность за соглашения, ограничивающие конкуренцию.

За такое нарушение для картелей предусмотрены штрафные санкции:

  • в отношении должностных лиц - от 40 до 50 тыс. руб. или дисквалификации сроком от одного до трех лет;
  • в отношении юридических лиц, на рынке которых совершено правонарушение - от 0,03 до 0,15 размера выручки правонарушителя от реализации товаров, работ или услуг, либо суммы расходов на их приобретение, но не менее 100 тыс. руб.

Кроме того, разграничена административная ответственность за заключение других нарушающих антимонопольное законодательство соглашений и действий, таких, например, как:

  • создающих условия для увеличения, снижения или поддержания цен на торгах;
  • ограничивающих конкуренцию соглашений между организаторами торгов или заказчиками с участниками торгов;
  • осуществление недопустимых скоординированных действий.

Увеличен административный штраф для граждан за незаконную координацию экономической деятельности юридических лиц. При этом, за такие же действия со стороны юридических лиц, административный штраф снижен.

Статья
Изменения в оценке Федеральной налоговой службой добросовестности действий налогоплательщиков

В письме Федеральной налоговой службы (ФНС РФ) от 23.03.2017 №ЕД-5-9/547@ «О выявлении обстоятельств необоснованной налоговой выгоды» изложены рекомендации по осуществлению налогового контроля в целях выявления фактов получения налогоплательщиками необоснованной налоговой выгоды.

Юридическая, экономическая или другие формы подконтрольности контрагентов, в том числе взаимная зависимость контрагентов налогоплательщика могут быть расценены налоговыми органами как умышленные действия такого налогоплательщика с целью получения необоснованной налоговой выгоды. Проведение операций с проблемным контрагентом или организация формального документооборота цепочки зависимых контрагентов могут быть признаны методами получения такой выгоды.

Если подконтрольность налогоплательщику его контрагентов не доказана, налоговые органы будут изучать действия самого налогоплательщика на предмет добросовестности при выборе контрагентов.

При этом отрицание уполномоченным лицом факта подписания документов от имени контрагента не может быть расценено как непроявление налогоплательщиком должной осмотрительности при заключении сделки.

Это также не может быть основанием признания налоговой выгоды необоснованной.

При анализе обоснований выбора того или иного контрагента, налоговым органам предписывается изучать такие вопросы, как:

  • насколько отличался выбор контрагента от условий обычного делового оборота или сложившейся у самого налогоплательщика практики выбора контрагентов;
  • как налогоплательщиком оценивались:
    • условия сделок и их возможные коммерческие результаты,
    • деловая репутация и платежеспособность контрагентов,
    • риск неисполнения контрагентами своих обязательств,
    • наличие у контрагентов необходимых и достаточных ресурсов (производственные мощности, технологическое оборудование, квалифицированный персонал) и соответствующего опыта выполнения работ или оказания услуг;
  • отдавалось ли налогоплательщиком преимущество контрагентам, не исполняющим своих обязательств по уплате налогов и сборов. Налоговым органам предписано запрашивать у налогоплательщиков документы и информацию об их действиях при осуществлении выбора контрагента.

Следует напомнить, что Федеральная налоговая служба уделяет большое внимание вопросам добросовестности действий налогоплательщиков. Это необходимо учитывать, как в целях собственной экономической безопасности предприятия, так и при планировании взаимодействия с контрагентами.

Ранее этой теме были посвящены следующие нормативные документы ФНС РФ:

Письмом №3-7-07/84 от 11.02.2010 определено, что в целях проявления «должной осмотрительности и осторожности» налогоплательщики могут обращаться к своим контрагентам, с которыми планируется вступить в договорные отношения, с просьбой, предоставить копии целого ряда документов.

Письмом №ЕД-4-2/4124 от 16.03.2015 рекомендуется на этапе выбора контрагентов проверять их юридический статус и деловую репутацию, проявляя тем самым «должную осмотрительность». При этом, наличие у контрагента выписки из ЕГРЮЛ подтверждает только факт его государственной регистрации в установленном порядке. Получение выписки из ЕГРЮЛ не может автоматически считаться подтверждением проявления «должной осмотрительности и осторожности» налогоплательщика при выборе контрагента. На этапе выбора поставщиков ФНС РФ рекомендует налогоплательщикам изучать в совокупности признаки, свидетельствующие о высокой степени риска сотрудничества, предусмотренные приказом ФНС РФ от 30.05.2007 № ММ-3-06/333@.

Осуществить комплексную проверку контрагентов в автоматическом режиме, при этом выполнив требования ФНС РФ и других ведомств, позволяет Информационно-аналитическая система Глобас. Система помогает реализовать на практике понятия compliance (обеспечение соблюдения законодательства) и due diligence (выполнение корпоративных мероприятий должной осмотрительности и осторожности).