Статья
Можно ли спрятаться в офшорах?

В сегодняшних условиях все более возрастает важность обмена финансовой и налоговой информацией между государствами. Понимая это, ещё 19 июня 2013 года на встрече G20 министры финансов стран-участниц одобрили автоматический обмен подобными данными. Такой инструмент предполагает получение ФНС РФ финансовой информации от налоговых служб других стран. При этом источниками данных могут быть различные зарубежные институты (банки, депозитарии, брокеры, финансовые инвестиционные структуры, страховые компании). 

Комплекс информации включает в себя сведения о российских резидентах, имеющих свой бизнес за рубежом, а также:

  • открывающих и закрывающих банковские и иные счета; также доступны сведения о платежах по счетам и остатках на них,
  • получающих там доходы от реализации страховых продуктов, финансовых активов в виде дивидендов и процентов по заемным средствам,
  • участвующих в частных фондах, трастовых организациях и т.п. 

29 октября 2014 года представители 51-го государства подписали многостороннее соглашение о стандартизированном обмене между налоговыми органами различных стран информацией о налогоплательщиках (Common Reporting Standard Multilateral Competent Authority Agreement CRS MCAA). 

Реализация проекта автоматического обмена налоговой информацией проходит одновременно с проектом G20 / ОЭСР* по борьбе с размыванием налоговой базы и выводом прибыли из-под налогообложения (OECD Action Plan on Base Erosion and Profit Shifting (План BEPS)). Данный проект направлен на раскрытие информации о контролируемых иностранных компаниях (КИК), ужесточение правил налогообложения прибыли таких субъектов хозяйствования, избегание двойного «неналогообложения», решение проблем, происходящих при налогообложении в области цифровой экономики. Также план подразумевает пересмотр требований к налогообложению при трансфертном ценообразовании финансовых операций и к документации компаний в рамках контроля за трансфертным ценообразованием.

12 мая 2016 года на форуме по налоговому администрированию ОЭСР, проходившему в Китае, Россия, в лице ФНС РФ, став 81 участником, подписала многостороннее соглашение об автоматическом стандартизированном обмене информацией о налогоплательщиках между налоговыми органами различных стран. Обмен финансовой информацией ФНС РФ с налоговыми службами других стран будет происходить с 2018 года по сведениям за 2017 год. В результате, по словам министра финансов РФ, «…это означает, что спрятать свои доходы от российских налоговых органов в зарубежных странах станет намного сложнее, а со временем и вовсе невозможно…».

В настоящее время о наличии бизнеса за рубежом ФНС РФ проинформировало около 7000 юридических и физических лиц в рамках реализации закона о КИК. Как видно, этот процесс идет медленно и без особого желания. В основном раскрывают свои активы за рубежом средний бизнес и физические лица, расположенные в прозрачных юрисдикциях. С таких активов итак не требуется платить налоги в России. Однако большая часть крупных компании заняли позицию выжидания и не верят, что ФНС РФ доберется до офшоров.

Подписание вышеназванного соглашения входит в комплекс мер, направленных на деофшоризацию России. Кроме того, одобряя автоматический обмен налоговой информацией, страны G20 договорились применять санкции к государствам, которые не участвуют в обмене такими данными. Возможно, этим можно объяснить утверждение ФНС РФ нового антиофшорного «черного списка» из 111 государств. Прибыль КИК, расположенных в юрисдикциях из данного списка, согласно российскому законодательству, не будет освобождаться от налогообложения.

Таким образом, у бизнеса, владеющего своими активами за рубежом, осталось чуть менее двух месяцев. До 1 июля 2016 года действует пакет законов и норм о налоговой амнистии, позволяющих избегать ответственности за выявленные налоговой службой незадекларированные заграничные счета и активы.

* ОЭСР - Организация экономического сотрудничества и развития (OECD)

Статья
Новые предельные значения дохода от предпринимательской деятельности

Практика мировой экономики показывает, что эффективность деятельности малого и среднего бизнеса (МСБ) является одним из важнейших показателей конкурентоспособности государства. Доля малого и среднего бизнеса в объеме валового внутреннего продукта нашей страны составляет около 20%, в то время как за рубежом этот показатель достигает в развитых странах 50%. По статистике лишь чуть более 3% малых предприятий в России осуществляют свою  деятельность более трех лет, остальные закрываются раньше.

Информационное агентство Credinform неоднократно обращалось к теме малого и среднего предпринимательства в России. В частности, в одной из недавних публикаций сообщалось о том, что на прошедших в начале 2016 г. форуме «Малый бизнес – национальная идея», заседании президиума бизнес-ассоциации «Опора России» и VII съезде Торгово-промышленно палаты России обсуждалось, в частности, предложение об увеличении предельного размера дохода для использования упрощенной системы налогообложения с 60 млн до 120 млн рублей.   

По итогам мероприятий Администрацией Президента РФ были выпущены списки поручений. В результате Правительством РФ было принято Постановление от 4 апреля 2016 г. №265 «О предельных значениях дохода, полученного от осуществления предпринимательской деятельности, для каждой категории субъектов малого и среднего предпринимательства».

Постановлением утверждены предельные значения дохода, полученного от осуществления предпринимательской деятельности за предшествующий календарный год, суммируемого по всем осуществляемым видам деятельности и применяемого по всем налоговым режимам для субъектов МСБ: для микропредприятий это 120 млн рублей, для малых предприятий - 800 млн рублей и для средних предприятий - 2 млрд рублей. Постановление вступит в силу с 1 августа 2016 года.

Как известно, критерии принадлежности предприятий к субъектам МСБ закреплены Федеральным законом «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» №209-ФЗ от 24.07.2007 года (в ред. от 29.12.2015), который определяет среднесписочный состав работников для предприятий малого и среднего бизнеса. При этом предельные значения выручки от реализации товаров, работ и услуг для каждой из категорий устанавливаются постановлениями Правительства РФ. Предыдущее соответствующее Постановление Правительства №702 было выпущено  13 июля 2015 года. 

Результатом применения новых норм может стать облегчение доступа малых и средних предприятий к субсидиям, относительно дешевым кредитам и к государственным заказам, в том числе заказам госкорпораций. Кроме этого, действие трехлетнего запрета на плановые проверки юридических лиц и индивидуальных предпринимателей - субъектов малого бизнеса распространится на гораздо большее количество предприятий.

Информация о принадлежности предприятий к категории малого и среднего бизнеса будет сосредоточена в Государственном реестре малых и средних компаний, который должен появиться на сайте Федеральной налоговой службы после  1 августа 2016 года.

Масштаб действия новых нормативов возможно оценить, ознакомившись в публикации Credinform со статистикой количества малых и средних предприятий в России, сформированной Информационно-аналитической системой Глобас-i.