Информационное агентство Credinform предлагает рэнкинг крупнейших российских предприятий овощеводства по коэффициенту рентабельности продукции.
Для рэнкинга были отобраны производители овощей (ТОП-10), крупнейшие по размеру выручки за последний имеющийся в органах государственной статистики отчетный период - 2015 год. Далее компании были ранжированы по убыванию показателя рентабельности продукции (Таблица 1).
Рентабельность продукции рассчитывается как отношение прибыли от продаж к расходам по обычной деятельности. В целом рентабельность отражает экономическую эффективность производства. Анализ рентабельности продукции позволяет сделать вывод о целесообразности выпуска продукции. Нормативные значения для показателей данной группы отсутствуют, т.к. они сильно варьируются в зависимости от отрасли.
Для наиболее полного и объективного представления о финансовом состоянии организации необходимо обращать внимание не только на уровень рентабельности продукции, но и на всю имеющуюся совокупность коэффициентов, финансовых и других показателей.
Наименование | Чистая прибыль 2015 г., млн руб. | Выручка 2015 г., млн руб. | Выручка 2015 г. к 2014 г., % | Рентабельность продукции 2014 г. % | Рентабельность продукции 2015 г. % | Индекс платёжеспособности Глобас i |
---|---|---|---|---|---|---|
ПАО АГРОКОМБИНАТ ТЕПЛИЧНЫЙ ИНН 2312036895 Краснодарский край |
502,4 | 1 140,0 | 119 | 62,09 | 80,19 | 233 Высокий |
ООО ТЕПЛИЧНЫЙ КОМПЛЕКС ЗЕЛЕНАЯ ЛИНИЯ ИНН 7826084060 Краснодарский край |
836,7 | 2 877,3 | 244 | 17,90 | 36,25 | 223 Высокий |
ООО АГРО-КОМ ИНН 0701002574 Кабардино - Балкарская Республика |
71,1 | 404,6 | 94 | 62,36 | 33,06 | 281 Высокий |
ООО АГРОКОМПЛЕКС ОЛЫМСКИЙ ИНН 4608005786 Курская область |
281,6 | 1 250,0 | 129 | 61,67 | 28,06 | 212 Высокий |
ЗАО АГРОПРОМЫШЛЕННЫЙ КОМБИНАТ БЕЛОРЕЧЕНСКИЙ ИНН 6639009424 Свердловская область |
134,0 | 977,8 | 100 | 12,95 | 15,83 | 202 Высокий |
НАО АГРОКОМБИНАТ МОСКОВСКИЙ ИНН 5003003432 г. Москва |
159,4 | 3 026,7 | 96 | 19,23 | 11,86 | 246 Высокий |
НАО СОВХОЗ ТЕПЛИЧНЫЙ ИНН 6501254511 Сахалинская область |
122,5 | 887,7 | 122 | 6,11 | 7,99 | 220 Высокий |
ООО СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННОЕ ПРЕДПРИЯТИЕ ТЕПЛИЦЫ БЕЛОГОРЬЯ ИНН 3123227670 Белгородская область |
380,6 | 645,8 | 178 | -17,13 | 3,05 | 320 Удовлетворительный |
НАО АГРОТЕХНИКА ИНН 4716002207 Ленинградская область |
-50,5 | 486,9 | 79 | 10,10 | 0,05 | 550 Неудовлетворительный |
ФГУП ДАЛЬНЕВОСТОЧНОЕ ИНН 2502003633 Приморский край |
2,4 | 407,6 | 113 | -5,16 | -0,73 | 245 Высокий |
Наивысшую рентабельность продукции 80,19% показало ПАО АГРОКОМБИНАТ ТЕПЛИЧНЫЙ. Предприятие с наибольшей выручкой за 2015 г. - НАО АГРОКОМБИНАТ МОСКОВСКИЙ заняло шестую строку рэнкинга. Его доля в суммарном объеме выручки компаний ТОП-10 составила 25%. Это предприятие оказалось в числе трех компаний из ТОП-10, допустивших снижение показателей прибыли и выручки в 2015 г. по сравнению с предыдущим периодом. Отрицательные показатели рентабельности продукции как в 2014 г. так и в 2015 г. - у ФГУП ДАЛЬНЕВОСТОЧНОЕ.
По совокупности финансовых и других показателей, восьми компаниям ТОП-10 присвоен высокий индекс платежеспособности Глобас-i. Это свидетельствует об их способности своевременно и в полном объеме погашать свои долговые обязательства.
ООО СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННОЕ ПРЕДПРИЯТИЕ ТЕПЛИЦЫ БЕЛОГОРЬЯ присвоен удовлетворительный индекс платежеспособности Глобас-i в связи с наличием информации о его участии в качестве ответчика в арбитражных судебных делах по взысканию задолженности.
НАО АГРОТЕХНИКА присвоен неудовлетворительный индекс платежеспособности Глобас-i в связи с наличием информации о поданном исковом заявлении о признании его банкротом, а также о его участии в качестве ответчика в арбитражных судебных делах по взысканию задолженности.
Среднее значение рентабельности продукции в группе компаний ТОП-10 составило в 2015 г. 21,56%, против 23,01% - в 2014 г. Снижение показателя наблюдается у четырех предприятий.
Суммарная выручка предприятий ТОП-10 составила в 2015 г. 12,1 млрд рублей, что на 24% больше чем в 2014 г. При этом суммарная чистая прибыль выросла в этот период на 86%.
Предприятия отрасли работают в целом рентабельно. Отрасль демонстрирует положительную динамику производства овощей, о чем говорят сведения Федеральной службы государственной статистики (Росстат) (Рисунок 2, 3).
Компании по выращиванию овощей располагаются в регионах с наиболее подходящими для сельскохозяйственного производства условиями, а также тяготеют к крупнейшим рынкам сбыта продукции - городам Москва и Санкт-Петербург. Так, по данным Информационно-аналитической системы Глобас-i, в 44 регионах страны зарегистрированы 100 крупнейших компаний по объему выручки за 2014 г. Наибольшее их количество зарегистрировано в следующих регионах (ТОП-6 регионов):
Регион | Количество компаний |
---|---|
Московская область | 10 |
Брянская область | 7 |
Самарская область | 6 |
Республика Башкортостан | 5 |
Ленинградская область | 4 |
Ставропольский край | 4 |
Известно, что составной частью доходов бюджетов всех уровней являются налоги. В 2015 году налоги и страховые взносы в РФ составили 79% доходов всех уровней. В консолидированном бюджете государства по итогам 2015 года среди налогов наибольшую долю составил налог на доходы физических лиц (НДФЛ) – 41%. На втором месте представлен налог на прибыль (НП) - 31% и на третьем – имущественный налог (ИмН) - 15%. Доли остальных налогов представлены в таблице 1.
НДФЛ | НП | ИмН | Акцизы | ТН | ЕНВД | НДПИ | Прочие | |
---|---|---|---|---|---|---|---|---|
Абсолютная величина, млрд руб. | 2 806 | 2107 | 1068 | 486 | 140 | 78 | 67 | 153 |
Доля, % | 41 | 31 | 15 | 7 | 2 | 1 | 1 | 2 |
ТН – транспортный налог
ЕНВД - единый налог на вмененный доход для отдельных видов деятельности
НДПИ – налог на добычу полезных ископаемых
Виды налогов, налогоплательщики, объекты налогообложения, налоговая база, налоговые ставки, льготы определяются Налоговым кодексом РФ, Бюджетным кодексом РФ, а также в соответствии с законами субъектов Российской Федерации о налогах и иными законодательными актами. К федеральным налогам и сборам относятся налог на добавленную стоимость (НДС), акцизы, НДФЛ, налог на прибыль, НДПИ, водный налог и другие. К региональным налогам относятся налог на имущество организаций, налог на игорный бизнес, транспортный налог. Местные налоги и сборы включают земельный налог, налог на имущество физических лиц и торговый сбор.
В обобщённом виде налоговая нагрузка субъекта хозяйствования в настоящее время выглядит следующим образом:
- налоговая ставка по НП составляет 20%, из них в федеральный бюджет зачисляется 2%, в бюджеты субъектов РФ – 18%; для организаций с упрощенной системой налогообложения (УСН) налоговая ставка составляет 6% от доходов (валовой прибыли), либо 15% - от прибыли до налогообложения;
- страховые взносы составляют 30%, из них: в Пенсионный фонд РФ – 22% от фонда заработной платы, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования - 5,1% и Фонд социального страхования - 2,9%; для организаций с УСН страховой взнос установлен по ставке – 20%;
- НДФЛ перечисляется государству работодателем исходя из начисленной заработной платы в размере 13%;
- НДС – 18%, для ряда продукции она уменьшается.
- имущественные налоги не могут превышать 2,2%.
В настоящее время регионы получили право снизить ставку налога на прибыль до 10%. Однако льгота касается только тех компаний, которые вложат в развитие региона от 50 до 500 млн рублей. Снижение ставки связано с необходимостью привлечь инвесторов к региональным проектам и местной промышленности, тем самым повысить активность финансовых инвестиций - одним из наиболее важных показателей в макроэкономике. По оценкам Минэкономразвития, спад инвестиций в экономику России может достичь 2,7-3,1%, что конечно является настораживающим фактором.
Возобновилась работа Минфина совместно с Минэкономразвития, ФНС, ФТС РФ по пересмотру подходов к налоговым и таможенным льготам. Госорганы намереваются произвести переоценку льгот с точки зрения выпадения доходов из бюджета. Это связано с подготовкой бюджета на 2017-2019 годы, который, ожидается, будет жёстким. Реформа должна завершиться во второй половине следующего года. В результате будет сформирован окончательный список налоговых и таможенных льгот. Они будут распределены по госпрограммам или включены в непрограммные расходы бюджета.