Статья
Заработала единая электронная система ЗАГС

В нашей публикации от 15 мая 2017 года сообщалось, что ведение Реестра записей актов гражданского состояния поручено Федеральной налоговой службе (ФНС РФ).

Единый государственный реестр записей актов гражданского состояния (ЕГР ЗАГС) создан во исполнение Указа Президента Российской Федерации от 15 января 2016 года №13 и с 1 октября 2018 года начал свою работу. Единый Реестр создан на основе программного обеспечения, разработанного ФНС РФ. В Реестре производятся как государственная регистрация всех видов записей актов гражданского состояния, так и внесение изменений в существующие записи, а также действия по выдаче повторных документов.

Преимуществами такой централизованной системы хранения сведений являются:

  • on-line доступ к ранее составленным актовым записям независимо от места их нахождения;
  • возможность проверки достоверности или уникальности внесенных сведений;
  • уникальность номеров входящих и исходящих документов;
  • потенциально новые сервисы для граждан (например, предоставление в личном кабинете сведений из записей актов о себе и несовершеннолетних детях);
  • появление перспективы использования сведений Реестра ЗАГС как основного источника формирования Реестра населения;
  • взаимодействие всех органов ЗАГС разных субъектов России только в электронной форме;
  • представление сведений уполномоченным органам автоматизированным способом в электронном виде.

Все новые актовые записи, созданные после 1 октября 2018 года уже внесены в единый государственный реестр. Записи о документах, полученных ранее, будут вносится в реестр постепенно до 2021 года.

По сведениям ФНС РФ в настоящее время в России насчитывается 5096 органов, осуществляющих государственную регистрацию актов гражданского состояния, которые за 6 месяцев 2018 года зарегистрировали 2590 тыс. актов.

Статья
Тенденции в сфере автобусных перевозок

Информационное агентство Credinform представляет обзор тенденций деятельности крупнейших российских автотранспортных компаний по автобусным перевозкам. Для анализа были отобраны крупнейшие по объему годовой выручки за последние имеющиеся в органах государственной статистики отчетные периоды (2015 - 2017 годы) пассажирские автотранспортные компании (ТОП-10 и ТОП-1000). Анализ проводился на основе данных Информационно-аналитической системы Глобас.

Чистые активы - показатель, отражающий реальную стоимость имущества предприятия, рассчитывается ежегодно как разность между активами на балансе предприятия и его долговыми обязательствами. Показатель чистых активов считается отрицательным (недостаточность имущества), если задолженность предприятия превышает стоимость его имущества.

Таблица 1. Крупнейшие российские компании по автобусным перевозкам с наибольшими и наименьшими размерами чистых активов в 2015 – 2017 годах
Наименование, ИНН,
регион
Стоимость чистых активов,
млн руб
Индекс платежеспособности Глобас
2015 2016 2017
1 2 3 4 5 6
1 ГУПСРФ ПАССАЖИРСКОГО АВТОМОБИЛЬНОГО ТРАНСПОРТА МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ МОСТРАНСАВТО
ИНН 5000000017 Московская область
20913,2 up21399.6 down19511,9 258 Высокий
2 ГУПСРФ САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКОЕ ГУП ПАССАЖИРСКОГО АВТОМОБИЛЬНОГО ТРАНСПОРТА
ИНН 7830001758 Санкт-Петербург
5684,9 up8924,4 up12113,0 202 Высокий
3 МУУП МУНИЦИПАЛЬНАЯ ТРАНСПОРТНАЯ КОМПАНИЯ РОСТОВПАССАЖИРТРАНС
ИНН 6163050739 Ростовская область
503,6 up365,4 up1355,4 276 Высокий
4 МУУП ТРАНСПОРТНАЯ КОМПАНИЯ ГОРОДСКОГО ОКРУГА ГОРОД ЮЖНО-САХАЛИНСК
ИНН 6501238799 Сахалинская область
117,7 up1348,2 down1194,9 299 Высокий
5 НАО ТРЕТИЙ ПАРК
ИНН 7814010096 Санкт-Петербург
527,8 down585,5 down602,4 210 Высокий
996 МУУП МУНИЦИПАЛЬНОЕ ПРЕДПРИЯТИЕ ГОРОДСКОГО ОКРУГА САМАРА ПАССАЖИРСКИЙ АВТОМОБИЛЬНЫЙ ТРАНСПОРТ
ИНН 6318163505 Самарская область
405,9 down131,9 down-169,5 322 Удовлетворительный
997 МУУП ГОРОДА ХАБАРОВСКА ХАБАРОВСКОЕ ПАССАЖИРСКОЕ АВТОТРАНСПОРТНОЕ ПРЕДПРИЯТИЕ №1
ИНН 2724018687 Хабаровский край
Находится в стадии ликвидации с 18.08.2016
7,2 down-119,9 down-248,4 600 Неудовлетворительный
998 МУУП ПАССАЖИРСКИЕ ПЕРЕВОЗКИ Г.ПЕНЗЫ
ИНН 5834030883 Пензенская область
Находится в стадии ликвидации с 31.10.2014
-447,9 down-481,3 down-471,3 600 Неудовлетворительный
999 МУУП ЧЕЛЯБИНСКИЙ АВТОБУСНЫЙ ТРАНСПОРТ
ИНН 7453222396 Челябинская область
Находится в стадии ликвидации с 05.12.2016, обнаружены признаки преднамеренного банкротства
40,7 down-164,8 down-621,1 600 Неудовлетворительный
1000 МУУП МУНИЦИПАЛЬНОЕ ПРЕДПРИЯТИЕ ГОРОДА НИЖНЕГО НОВГОРОДА НИЖЕГОРОДСКИЙ ПАССАЖИРСКИЙ АВТОМОБИЛЬНЫЙ ТРАНСПОРТ
ИНН 5260000192 Нижегородская область
-393,2 down-573,3 down-710,1 291 Высокий

Up — рост показателя к предыдущему периоду, Up — снижение показателя к предыдущему периоду.

За десятилетний период средние размеры чистых активов компаний ТОП-1000 имеют тенденцию к увеличению (Рисунок 1).

Рисунок 1. Изменение средних отраслевых показателей размера чистых активов автотранспортных компаний по автобусным перевозкам в 2008 – 2017 годах Рисунок 1. Изменение средних отраслевых показателей размера чистых активов автотранспортных компаний по автобусным перевозкам в 2008 – 2017 годах

Доли компаний с недостаточностью имущества в ТОП-1000 составляют значительную величину и в последние три года возрастают (Рисунок 2).

Рисунок 2. Доля компаний с отрицательными значениями размера чистых активов в ТОП-1000 в 2015 – 2017 годах Рисунок 2. Доля компаний с отрицательными значениями размера чистых активов в ТОП-1000 в 2015 – 2017 годах

Выручка от реализации
Объем выручки 10 ведущих предприятий в 2017 году составил 53% от суммарной выручки компаний ТОП-1000 (Рисунок 3). Это свидетельствует о высоком уровне монополизации в отрасли.

Рисунок 3. Доли участия компаний ТОП-10 в суммарной выручке 2017 года ТОП-1000 Рисунок 3. Доли участия компаний ТОП-10 в суммарной выручке 2017 года ТОП-1000

В целом за десятилетний период наблюдается увеличение объемов выручки (Рисунок 4).

Рисунок 4. Изменение средних отраслевых показателей выручки автотранспортных компаний по автобусным перевозкам в 2008 – 2017 годах Рисунок 4. Изменение средних отраслевых показателей выручки автотранспортных компаний по автобусным перевозкам в 2008 – 2017 годах

Прибыль и убытки
Объем прибыли 10 лидеров отрасли в 2017 году составил 25% от суммарной прибыли ТОП-1000 (Рисунок 5).

Рисунок 5. Доли участия компаний ТОП-10 в суммарном объеме прибыли 2017 года ТОП-1000 Рисунок 5. Доли участия компаний ТОП-10 в суммарном объеме прибыли 2017 года ТОП-1000

В течение последних десяти лет средние отраслевые значения показателей чистой прибыли имеют в основном отрицательные значения с тенденций к увеличению убытков (Рисунок 6).

Рисунок 6. Изменение средних отраслевых значений показателей чистой прибыли (убытка) автотранспортных компаний по автобусным перевозкам в 2008 – 2017 годах Рисунок 6. Изменение средних отраслевых значений показателей чистой прибыли (убытка) автотранспортных компаний по автобусным перевозкам в 2008 – 2017 годах

За трехлетний период средние значения показателей чистой прибыли компаний ТОП-1000 имеют тенденцию к некоторому росту, при этом снижается и средний размер чистого убытка (Рисунок 7).

Рисунок 7. Изменение средних значений показателей прибыли и убытка компаний ТОП-1000 в 2015 – 2017 годах Рисунок 7. Изменение средних значений показателей прибыли и убытка компаний ТОП-1000 в 2015 – 2017 годах

Основные финансовые коэффициенты
За десятилетний период средние отраслевые показатели коэффициента общей ликвидности находились в основном в интервале рекомендуемых значений - от 1,0 до 2,0, с тенденций к росту (Рисунок 8).

Коэффициент общей ликвидности (отношение суммы оборотных средств к краткосрочным обязательствам) - показывает достаточность средств организации для погашения своих краткосрочных обязательств.

Рисунок 8. Изменение средних отраслевых значений коэффициента общей ликвидности автотранспортных компаний по автобусным перевозкам в 2008 – 2017 годах Рисунок 8. Изменение средних отраслевых значений коэффициента общей ликвидности автотранспортных компаний по автобусным перевозкам в 2008 – 2017 годах

Практически весь десятилетний период средние отраслевые значения коэффициента рентабельности инвестиций находились в отрицательной зоне с тенденцией к снижению (Рисунок 9).

Коэффициент рассчитывается как отношение чистой прибыли к сумме собственного капитала и долгосрочных обязательств и демонстрирует отдачу от вовлеченного в коммерческую деятельность собственного капитала и долгосрочно привлеченных средств организации.

Рисунок 9. Изменение средних отраслевых значений коэффициента рентабельности инвестиций автотранспортных компаний по автобусным перевозкам в 2008 – 2017 годах Рисунок 9. Изменение средних отраслевых значений коэффициента рентабельности инвестиций автотранспортных компаний по автобусным перевозкам в 2008 – 2017 годах

Коэффициент оборачиваемости активов - рассчитывается как отношение выручки от реализации к средней величине совокупных активов за период и характеризует эффективность использования всех имеющихся ресурсов, независимо от источников их привлечения. Коэффициент показывает, сколько раз за год совершается полный цикл производства и обращения, приносящий прибыль.

За десятилетний период данный коэффициент деловой активности демонстрировал тенденцию к снижению (Рисунок 10).

Рисунок 10. Изменение средних отраслевых значений коэффициента оборачиваемости активов автотранспортных компаний по автобусным перевозкам в 2008 – 2017 годах Рисунок 10. Изменение средних отраслевых значений коэффициента оборачиваемости активов автотранспортных компаний по автобусным перевозкам в 2008 – 2017 годах

Структура услуг
Наибольшую долю в суммарной выручке ТОП-1000 имеют компании, специализирующиеся на регулярных внутригородских и пригородных пассажирских перевозках (Рисунок 11).

Рисунок 11. Распределение видов деятельности в суммарной выручке компаний ТОП-1000 Рисунок 11. Распределение видов деятельности в суммарной выручке компаний ТОП-1000

74% компаний ТОП-1000 зарегистрированы в реестре субъектов малого и среднего предпринимательства Федеральной налоговой службы РФ. При этом, их доля в общем объеме выручки компаний ТОП-1000 в 2017 году составила 22% (Рисунок 12).

Рисунок 12. Доли выручки субъектов малого и среднего предпринимательства в ТОП-1000, % Рисунок 12. Доли выручки субъектов малого и среднего предпринимательства в ТОП-1000, %

Основные регионы деятельности
Компании ТОП-1000 распределены по территории России неравномерно и зарегистрированы в 79 регионе. Крупнейшие по объему выручки компании сосредоточены в Московской области и Санкт-Петербурге (Рисунок 13).

Рисунок 13. Распределение выручки компаний ТОП-1000 по регионам России Рисунок 13. Распределение выручки компаний ТОП-1000 по регионам России

Скоринг бухгалтерской отчетности
Оценка финансового положения компаний ТОП-1000 показывает, что более половины из них находится в среднем финансовом положении (Рисунок 14).

Рисунок 14. Распределение компаний ТОП-1000 по скорингу бухгалтерской отчетности Рисунок 14. Распределение компаний ТОП-1000 по скорингу бухгалтерской отчетности

Индекс платежеспособности Глобас
Наибольшей части компаний из ТОП-1000 присвоен наивысший или высокий Индекс платежеспособности Глобас, что свидетельствует об их способности своевременно и в полном объеме погашать свои долговые обязательства (Рисунок 15).

Рисунок 15. Распределение компаний ТОП-1000 по Индексу платежеспособности Глобас Рисунок 15. Распределение компаний ТОП-1000 по Индексу платежеспособности Глобас

Вывод
Комплексная оценка деятельности крупнейших российских автотранспортных компаний по автобусным перевозкам, учитывающая основные индексы, финансовые показатели и коэффициенты, свидетельствует о преобладании неблагоприятных тенденций (Таблица 2).

Таблица 2. Положительные и отрицательные тенденции, факторы оценки отрасли
Тенденции и факторы оценки Удельный вес фактора, %
Темп прироста (снижения) среднего отраслевого размера чистых активов up10
Рост / снижение доли предприятий с отрицательными значениями чистых активов down-10
Темп прироста (снижения) среднего отраслевого размера выручки up10
Уровень конкуренции / монополизации down-10
Темп прироста (снижения) среднего отраслевого размера чистой прибыли (убытка) down-10
Рост / снижение средних размеров чистой прибыли компаний ТОП-1000 up10
Рост / снижение средних размеров чистого убытка компаний ТОП-1000 up10
Рост / снижение средних отраслевых значений коэффициента общей ликвидности down-10
Рост / снижение средних отраслевых значений коэффициента рентабельности инвестиций down-10
Рост / снижение средних отраслевых значений коэффициента оборачиваемости активов, раз down-10
Доля малого и среднего бизнеса в отрасли по объему выручки более 30% down-10
Региональная концентрация down-10
Финансовое положение (наибольшая доля) up5
Индекс платежеспособности Глобас (наибольшая доля) up10
Среднее значение факторов down-2

Up — положительная тенденция (фактор), Up — отрицательная тенденция (фактор).