Федеральный закон «О таможенном регулировании в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»

статья 01.10.2018

Федеральным законом от 3 августа 2018 года №289-ФЗ, в целом направленным на усовершенствование администрирования и облегчение оформления таможенных операций, регулируются:

   – порядок ввоза (вывоза) товаров в Российскую Федерацию и их перевозки по территории страны под таможенным контролем;
   – порядок временного хранения и таможенного декларирования товаров, их использования согласно таможенным процедурам;
   – порядок проведения таможенного контроля, взимания и уплаты таможенных платежей и специальных пошлин;
   – права и обязанности лиц, взаимодействующих в сфере таможенного дела;
   – правовое положение и организационные основы деятельности таможенных органов РФ;
   – вопросы, связанные с запретами оборота отдельных категорий товаров на территории России.

Закон дает возможность:

   – использовать «реестровое обеспечение» таможенных представителей в процессе таможенного декларирования товаров;
   – вынесения предварительных решений о применении методов определения таможенной стоимости ввозимых товаров;
   – освобождения добросовестных компаний от предоставления обеспечения по обязательной уплате таможенных платежей;
   – представлять предварительную информацию на английском языке.

Помимо этого, сокращаются сроки выдачи предварительных решений о стране происхождения и классификации товара, расширяется перечень случаев освобождения от предоставления обеспечения по обязательной уплате таможенных платежей, вводится таможенная процедура свободного склада, упрощается процедура идентификации товаров в продуктах их переработки.

Также законом введены нормы, предусматривающие уплату таможенных пошлин, налогов в отношении товаров для личного пользования (в том числе пересылаемых в международных почтовых отправлениях) с использованием программных или технических средств платежных систем, используемых операторами таможенных платежей, либо наличными деньгами в кассу таможенных органов (кассу организации федеральной почтовой связи) или уполномоченным должностным лицам (при наличии договоров с ними о полной индивидуальной материальной ответственности в соответствии с законодательством).

Таможенные пошлины, налоги в отношении товаров для личного пользования, доставляемых перевозчиками (транспортными компаниями или курьерскими службами) в адрес получателей физических лиц, уплачиваются в безналичном порядке.

Законом предусмотрена обязанность операторов таможенных платежей по обеспечению возможности уплаты авансовых платежей, таможенных пошлин, налогов и других платежей с использованием национальных платежных инструментов в сроки, установленные Центральным банком РФ.

Кроме этого в законе уточнен порядок исполнения банками поручений таможенных органов на бесспорное взыскание. В частности, обязательно должны быть исполнены поручения таможенных органов на бесспорное взыскание в очередности, установленной гражданским законодательством РФ:

   – при взыскании денежных средств с рублевых счетов - не позднее 1-го операционного дня, следующего за днем получения поручения;
   – при взыскании с валютных счетов или со счетов в драгоценных металлах - не позднее 2-х операционных дней, следующих за днем получения поручения;
   – при взыскании за счет остатков электронных денежных средств в рублях - не позднее 1-го операционного дня, а в иностранной валюте - 2-х операционных дней, следующих за днем получения поручения.

Данный Федеральный закон вступил в силу с 4 сентября 2018 года, за исключением отдельных положений, вступающих в силу позже.

Так, нормы закона об организации электронного взаимодействия таможенных органов и плательщиков, будут применяться с 01.01.2019, положения об электронной форме консультирования - с 01.01.2020, о подаче жалоб в электронной форме на решения, действия или бездействие таможенных органов - с 01.01.2022.

В целом этот новый Федеральный закон содержит 398 статей. С учетом большой значимости закона, определяющего на годы вперед основы таможенного регулирования, рекомендуем нашим читателям, осуществляющим внешнеэкономическую деятельность подробно ознакомиться с ним в первоисточнике.