На отечественном рынке лакокрасочных материалов (ЛКМ) отмечаются процессы расширения производственных мощностей, однако они протекают на фоне роста активности западных поставщиков, конкуренция с которыми растет. По данным исследования КредИнформ «Рынок синтетических красок и лаков в России» наибольшая доля импорта в этом году приходится на лакокрасочные материалы на основе акриловых и виниловых полимеров — 36%, на основе сложных полиэфиров — 33%, синтетических полимеров — 31%.
По данным на ноябрь 2011 года доля Германии и Польши в импортных поставках синтетических красок и лаков в Россию составила до 16% в натуральном выражении. За ней следуют Финляндия — 11% и Швеция — 9%.
Основной проблемой отечественных производителей ЛКМ является износ оборудования. Только по официальной статистике доля устаревшего оборудования в этой отрасли составляет 43%. Иностранные компании, имеющие свои филиалы на территории России, оснащаются за счет головных компаний за границей.
В заключении стоит отметить, по данным КредИнформ, среди региональных производителей синтетических ЛКМ наибольшая средняя маржа прибыли наблюдается у 4 крупнейших предприятий Приволжского федерального округа. Таковыми являются ООО «Камский завод полимерных материалов», ОАО «Шелангерский химзавод «Сайвер», ОАО «Производственное объединение «Оргхим» и ООО «Экопол».
Главной причиной сокращения производства консервных банок в недавние кризисные годы стал спад в консервной промышленности. Однако сегодня наблюдается постепенное восстановление этого рынка. По данным исследования ИА КредИнформ «Рынок потребительской жестяной тары и упаковки в России» в 2012 году объем производства «жестянок» для пищевых консервов увеличится на 6%, в то время как в этом году рынок вырос лишь на 4% по сравнению с 2010.
Российские компании в основном производят жестяную тару для консервирования рыбы – 38% и мяса – 12%, а также около 20% упаковки для овощных консервов. Остальное фасуется в импортную банку. Это связано с тем, что в России белую жесть производит единственное предприятие – Магнитогорский металлургический комбинат, производственные мощности которого ограничены.
В последние годы у жестяной упаковки появился серьезный конкурент – алюминиевая банка. Западным производителям уже давно известны преимущества этой тары: красивый дизайн, легкость, простота использования, экологичность, больший срок хранения продукта.
В России же пока существует четкое позиционирование при использовании материалов — чем дешевле продукт, тем чаще используется жесть. Алюминиевую тару производители используют, если фасуемый продукт испытывает сильное конкурентное давление или требует повышенных норм по качеству.
Примечательно также, что весь стратегический резерв РФ упакован в алюминиевую пищевую банку. Она позволяет продлить срок хранения продуктов, предотвратить порчу и появления металлического привкуса.