Статья
Тенденции в экономике Санкт-Петербурга

Информационное агентство Credinform представляет обзор тенденций деятельности крупнейших компаний реального сектора экономики Санкт-Петербурга.

Для анализа были отобраны крупнейшие по объему годовой выручки за последние имеющиеся в органах государственной статистики отчетные периоды (2012 - 2018 годы) предприятия (ТОП-10000). Анализ проводился на основе данных Информационно-аналитической системы Глобас.

Чистые активы - показатель, отражающий реальную стоимость имущества предприятия, рассчитывается ежегодно как разность между активами на балансе предприятия и его долговыми обязательствами. Показатель чистых активов считается отрицательным (недостаточность имущества), если задолженность предприятия превышает стоимость его имущества.

Крупнейшим предприятием Санкт-Петербурга по размеру чистых активов является ООО ГАЗПРОМ МЕЖРЕГИОНГАЗ, ИНН 5003021311, занимающееся оптовой торговлей твердым, жидким и газообразным топливом и подобными продуктами. В 2018 году чистые активы предприятия составляли 793,6 млрд рублей.

Наименьшим размером чистых активов в ТОП-10000 обладало НАО БАЛТИЙСКАЯ ЖЕМЧУЖИНА, ИНН 7801377058, занимающееся покупкой и продажей собственной недвижимости. Недостаточность имущества этой компании в 2018 году выражалась отрицательной величиной -19,4 млрд рублей.

За пятилетний период средние размеры чистых активов предприятий ТОП-10000 имеют тенденцию к росту (Рисунок 1).

Рисунок 1. Изменение средних показателей размера чистых активов компаний ТОП-10000 в 2014 – 2018 годах Рисунок 1. Изменение средних показателей размера чистых активов компаний ТОП-10000 в 2014 – 2018 годах

Доли предприятий с недостаточностью имущества в ТОП-10000 в последние пять лет имеют тенденцию к снижению (Рисунок 2).

Рисунок 2. Доли компаний с отрицательными значениями чистых активов в ТОП-10000 Рисунок 2. Доли компаний с отрицательными значениями чистых активов в ТОП-10000

Выручка от реализации
Объем выручки 1000 ведущих предприятий города в 2018 году составил почти 89% от суммарной выручки предприятий ТОП-10000. (Рисунок 3). Это свидетельствует о высоком уровне концентрации капитала.

Рисунок 3. Доли участия компаний ТОП-10 и ТОП-1000 в суммарной выручке 2018 года ТОП-10000 Рисунок 3. Доли участия компаний ТОП-10 и ТОП-1000 в суммарной выручке 2018 года ТОП-10000

В целом наблюдается тенденция к увеличению объемов выручки (Рисунок 4).

Рисунок 4. Изменение средних показателей выручки компаний ТОП-10000 в 2014 – 2018 годах Рисунок 4. Изменение средних показателей выручки компаний ТОП-10000 в 2014 – 2018 годах

Прибыль и убытки
Крупнейшим предприятием по размеру чистой прибыли является ПАО ГАЗПРОМ НЕФТЬ, ИНН 5504036333, занимающееся оптовой торговлей твердым, жидким и газообразным топливом и подобными продуктами. За 2018 год прибыль компании составила 90,2 млрд рублей.

В течение пятилетнего периода у предприятий ТОП-10000 наблюдалась тенденция к увеличению прибыли (Рисунок 5).

Рисунок 5. Изменение средних показателей прибыли компаний ТОП-10000 в 2014 – 2018 годах Рисунок 5. Изменение средних показателей прибыли компаний ТОП-10000 в 2014 – 2018 годах

За пятилетний период средние значения показателей чистой прибыли предприятий ТОП-10000 имеют тенденцию к увеличению, при этом средний размер чистого убытка снижается. (Рисунок 6).

Рисунок 6. Изменение средних значений показателей чистой прибыли и чистого убытка компаний ТОП-10000 в 2014 – 2018 годах Рисунок 6. Изменение средних значений показателей чистой прибыли и чистого убытка компаний ТОП-10000 в 2014 – 2018 годах

Основные финансовые коэффициенты
За пятилетний период средние показатели коэффициента общей ликвидности ТОП-10000 находились выше интервала рекомендуемых значений - от 1,0 до 2,0, с тенденцией к росту. (Рисунок 7).

Коэффициент общей ликвидности (отношение суммы оборотных средств к краткосрочным обязательствам) - показывает достаточность средств организации для погашения своих краткосрочных обязательств.

Рисунок 7. Изменение средних значений коэффициента общей ликвидности компаний ТОП-10000 в 2014 – 2018 годах Рисунок 7. Изменение средних значений коэффициента общей ликвидности компаний ТОП-10000 в 2014 – 2018 годах

В течение пяти лет, наблюдается высокий уровень средних значений показателей коэффициента рентабельности инвестиций с тенденцией к росту (Рисунок 8).

Коэффициент рассчитывается как отношение чистой прибыли к сумме собственного капитала и долгосрочных обязательств и демонстрирует отдачу от вовлеченного в коммерческую деятельность собственного капитала и долгосрочно привлеченных средств организации.

Рисунок 8. Изменение средних значений коэффициента рентабельности инвестиций компаний ТОП-10000 в 2014 – 2018 годах Рисунок 8. Изменение средних значений коэффициента рентабельности инвестиций компаний ТОП-10000 в 2014 – 2018 годах

Коэффициент оборачиваемости активов - рассчитывается как отношение выручки от реализации к средней величине совокупных активов за период и характеризует эффективность использования всех имеющихся ресурсов, независимо от источников их привлечения. Коэффициент показывает, сколько раз за год совершается полный цикл производства и обращения, приносящий прибыль.

За пятилетний период данный коэффициент деловой активности демонстрировал тенденцию к снижению (Рисунок 9).

Рисунок 9. Изменение средних значений коэффициента оборачиваемости активов компаний ТОП-10000 в 2014 – 2018 годах Рисунок 9. Изменение средних значений коэффициента оборачиваемости активов компаний ТОП-10000 в 2014 – 2018 годах

Малый бизнес
80% предприятий ТОП-10000 зарегистрированы в Реестре субъектов малого и среднего предпринимательства Федеральной налоговой службы РФ. При этом доля их выручки в суммарном объеме ТОП-10000 составляет 11,2%, что значительно ниже среднего показателя по стране (Рисунок 10).

Рисунок 10. Доли выручки субъектов малого и среднего предпринимательства в ТОП-10000 Рисунок 10. Доли выручки субъектов малого и среднего предпринимательства в ТОП-10000

Структура экономики
Более 55% в суммарной выручке компаний ТОП-10000 имеют предприятия оптовой и розничной торговли (Рисунок 11).

Рисунок 11. Распределение выручки компаний ТОП-10000 по видам деятельности Рисунок 11. Распределение выручки компаний ТОП-10000 по видам деятельности

Скоринг бухгалтерской отчетности
Оценка финансового положения предприятий ТОП-10000 показывает, что наибольшая часть из них находится в финансовом положении выше среднего. (Рисунок 12).

Рисунок 12. Распределение компаний ТОП-10000 по скорингу бухгалтерской отчетности Рисунок 12. Распределение компаний ТОП-10000 по скорингу бухгалтерской отчетности

Индекс платежеспособности Глобас
Подавляющей части предприятий ТОП-10000 присвоен наивысший или высокий Индекс платежеспособности Глобас, что свидетельствует об их способности своевременно и в полном объеме погашать свои долговые обязательства (Рисунок 13).

Рисунок 13. Распределение компаний ТОП-10000 по Индексу платежеспособности Глобас Рисунок 13. Распределение компаний ТОП-10000 по Индексу платежеспособности Глобас

Индекс промышленного производства
По сведениям Федеральной службы государственной статистики, в Санкт-Петербурге в течение 12 месяцев 2019 года наблюдается тенденция к росту показателей индекса промышленного производства (Рисунок 14). При этом средний показатель индекса от месяца к месяцу составил 101,8%.

Рисунок 14. Индекс промышленного производства в Санкт-Петербурге в 2018 - 2019 годах, месяц к месяцу (%) Рисунок 14. Индекс промышленного производства в Санкт-Петербурге в 2018 - 2019 годах, месяц к месяцу (%)

По тем же сведениями доля предприятий Санкт-Петербурга в общем объеме выручки от продажи товаров, продукции, работ, услуг по стране за 2018 год составила 8,476%, а за 9 месяцев 2019 года – 8,295%, что ниже показателя за тот же период 2018 года, составлявшего 8,456%.

Вывод
Комплексная оценка деятельности крупнейших предприятий реального сектора экономики Санкт-Петербурга, учитывающая основные индексы, финансовые показатели и коэффициенты, свидетельствует о преобладании положительных тенденций (Таблица 1).

Таблица 1. Положительные и отрицательные тенденции, факторы оценки ТОП-10000
Тенденции и факторы оценки ТОП-10000 Удельный вес фактора, %
Темп прироста (снижения) среднего размера чистых активов up10
Рост / снижение доли предприятий с отрицательными значениями чистых активов up10
Уровень конкуренции / монополизации down-10
Темп прироста (снижения) среднего размера выручки up10
Темп прироста (снижения) среднего размера прибыли (убытка) up10
Рост / снижение средних размеров чистой прибыли компаний up10
Рост / снижение средних размеров чистого убытка компаний up10
Рост / снижение средних значений коэффициента общей ликвидности up5
Рост / снижение средних значений коэффициента рентабельности инвестиций up10
Рост / снижение средних значений коэффициента оборачиваемости активов, раз down-10
Доля малого и среднего бизнеса в регионе по объему выручки более 20% down-10
Финансовое положение (наибольшая доля) up10
Индекс платежеспособности Глобас (наибольшая доля) up10
Индекс промышленного производства up10
Динамика доли выручки региона в суммарной выручке РФ down-10
Среднее значение удельного веса факторов up4,3

Up положительная тенденция (фактор), Down отрицательная тенденция (фактор).

Рэнкинг
Топ судостроительных предприятий Санкт-Петербурга и Ленинградской области. Итоги

Информационное агентство Credinform представляет рэнкинг судостроительных предприятий Санкт-Петербурга и Ленинградской области. Эксперты Агентства, используя Информационно-аналитическую Систему Глобас, отобрали судостроительные предприятия Санкт-Петербурга и Ленинградской области по максимальному показателю выручки за 2018 год, проанализировали конечный финансовый результат, совокупный долг и кредитную нагрузку организаций кораблестроительной отрасли.

Совокупный долг складывается из суммы долгосрочных и краткосрочных обязательств организации.

Кредитная нагрузка активов показывает отношение совокупного долга ко всем активам организации.

Судостроение – важнейшая отрасль петербургской промышленности, ведь изначально именно Санкт-Петербург создавался как судостроительный центр страны и главный оплот России с моря. В 1700 годы наступила Великая история судостроения в Северной столице. Кораблестроение появилось благодаря Петру I и взяло свое начало с «Северной войны» со шведами. Благодаря победе в войне Россия стала Империей, Петр I – императором, а весь российский флот стал именоваться «Российский Императорский флот» и известен во всем мире. Многие успехи страны напрямую связаны с петербургским судостроением, а крылатая фраза императора Александра III: «У России есть только два союзника – армия и флот», актуальна и сегодня.

Судостроительной отрасли Петербурга отведена особая роль в оборонно-промышленном комплексе страны. Российская Федерация занимает второе место после США в области военного кораблестроения, на ее долю приходится около 12% мирового рынка военного судостроения.

Основными локомотивами Петербургского судостроения являются предприятия, входящие в структуру Объединенной судостроительной корпорации (ОСК). Под управлением холдинга находится 14 предприятий: 8 судостроительных и судоремонтных предприятий и 6 проектно-конструкторских бюро.

Совокупная выручка организаций – более 176 млрд руб., формирующая примерно 4,3% от всего валового регионального продукта (ВРП) Санкт-Петербурга. Общий непокрытый убыток предприятий Санкт-Петербурга и Ленинградской области составил 24,3 млрд руб., а средняя оценка закредитованности активов отрасли равна 81%. Для предприятий данной отрасли непокрытый убыток характеризуется безнадежным долгом.

Таблица 1. Выручка, чистая прибыль, совокупный долг (безнадежный долг) и кредитная нагрузка предприятий судостроительной отрасли Санкт-Петербурга и Ленинградской области
Наименование Выручка 2018 г., млн руб. Чистая прибыль/убыток 2018 г., млн руб. Совокупный долг, млн руб. Непокрытый убыток, млн руб. Кредитная нагрузка
1 АО ЦКБ Рубин 57244,6 +50,3% 1906,3 +8,7% 171668,4 - 91%
2 АО Адмиралтейские верфи 41022,9 +51,5% 2951,6 +8,8% 79119,6 - 69%
3 АО Балтийский завод 25584,3 +164,7% -1032,4 Стал убыточным 126072,0 (1181,8) 99%
4 ПАО СЗ Северная верфь 17699,7 -7,7% -3200,5 +93,9% 122508,6 (13430,4) 99%
5 АО Средне-Невский СЗ 10625,4 +55,3% 263,4 Стал прибыльным 26793,9 (753,2) 88%
6 ПАО Выборгский СЗ 7947,1 -32,5% -545,6 Стал убыточным 23999,3 (4586,1) 102%
7 СПМБМ Малахит 3760,1 -53,5% 341,8 -33,5% 22240,0   87%
8 ЦМКБ Алмаз 3442,3 +4,8% 219,9 -8,7% 8230,4   82%
9 Пролетарский завод 3160,9 -0,6% 4,3 Стал прибыльным 10045,5 (1952,3) 91%
10 Северное ПКБ 2408,6 +17,9% 129,5 +66,6% 4569,1   75%
11 Кронштадтский МЗ 2124,2 +9,0% 165,8 +24,8% 1442,0   45%
12 Невское ПКБ 1105,3 +4,0% 74,8 -69,3% 1067,1   54%
13 ЦКБ ОСК-Айсберг 334,8 +13,8% 21,0 +59,1% 298,2   86%
14 Невский ССЗ Финансовые результаты не разглашаются (2400,0) -

На первом месте рэнкинга расположилось центральное конструкторское бюро Рубин (ЦКБ Рубин) с самым высоким показателем выручки за 2018 год (57,2 млрд руб.). Предприятие занимается разработкой боевых подводных лодок для Министерства обороны Российской Федерации. По техническому оснащению и боевым характеристикам ЦКБ Рубин в мире нет равных. По их разработкам формируется основа российского экспорта вооружения. Конструкторское бюро играет важнейшую роль в проектировке технических средств освоения нефтегазовых месторождений на континентальном шельфе. Совокупный долг на конец 2018 года составил 171,6 млрд руб., закредитованность активов организации – порядка 91%, но высокий уровень обязательств никак не отражается на экономической эффективности деятельности бюро. Чистая прибыль среди всех предприятий северной столицы и Ленинградской области одна из самых высоких (1,9 млрд руб.). Последняя реализованная разработка Рубина – боевая подводная лодка проекта 636. К ее основным преимуществам относится малошумность и возможность наносить залповые ракетные удары по морским и наземным целям.

Второе место принадлежит самому старому кораблестроительному заводу не только Санкт-Петербурга, но и всей России – Адмиралтейским верфям. Они были заложены еще при Петре I, а 5 ноября 2019 года отпраздновали 315 лет со дня основания. Удивительно, что Петербург старше верфей всего на один год. За 2018 год выручка компании выросла на 51,5% и достигла отметки в 41 млрд руб. Адмиралтейские верфи являются базовым предприятием судостроительной отрасли и центром неатомного подводного кораблестроения России. За всю историю своей деятельности было выпущено более 2600 кораблей и судов гражданского и военного назначения и более 300 различных боевых подводных лодок, а также первый в мире атомный ледокол, получивший название «Ленин». Конечный финансовый результат завода самый высокий среди всех компаний судостроения (2,9 млрд руб.). В середине 2018 года Адмиралтейский завод получил крупный госзаказ на проектировку и строительство шести ледостойких самодвижущийся платформ «Северный полюс». К концу 2019 года, уже 4 из 6 платформ переданы заказчику. По данным Информационно-аналитической системы Глобас, стоимость государственного контракта достигает 7 млрд руб.

По уровню доходов АО Балтийский завод занимает третью строчку рэнкинга (25,5 млрд руб.). По данным бухгалтерской отчетности за 2018 год организация получила чистый убыток в более чем 1 млрд руб. В пресс-службе завода убытки объяснили тем, что верфь сильно затягивает сроки строительства плавучих объектов. Кроме того, Балтийский завод имеет один из самых высоких уровней кредитной нагрузки, а уровень безнадежного долга достигает 1,2 млрд руб. Из-за переноса сроков по изготовлению ранее принятых заказов, предприятие не может получить новые проекты, а вместе с ними и авансы. Отсутствие средств на расчетных счетах вынуждает компанию брать кредиты в банке, а проценты за его использование полностью «съедают» закладываемую прибыль.

Аналогичная ситуация произошла на судостроительном заводе Северная верфь. Выручка за 2018 год 17,7 млрд руб., а чистый убыток увеличился на 93,9% и составил 3,2 млрд руб. Уровень безнадежного долга самый высокий среди предприятий северной столицы и Ленинградской области, и он продолжает расти (13,4 млрд руб.). На сегодняшний день ведутся дискуссии о дальнейшей судьбе таких долгов: либо организация самостоятельно «закрывает» их, путем получения новых заказов, либо Государство списывает обязательства с заводов. Наиболее успешные проекты – военно-разведывательные корабли «Иван Хурс» и «Юрий Иванов», предназначенные для радиотехнической разведки, радиоперехватов эфирных сообщений и контроля морских границ Российской Федерации. Сегодня технологические возможности верфи позволяют строить коммерческие суда различного назначения.

По размеру выручки АО Средне-Невский СЗ (СНСЗ) занимает пятое место в рэнкинге (10,6 млрд руб.). Предприятие в отчете о финансовых результатах за 2018 год показало чистую прибыль (263,4 млн руб.). Предыдущий год для него был менее удачным. Завод не смог передать для российского флота ни одного корабля, у предприятия образовался чистый убыток. Ситуацию удалось исправить, и АО СНСЗ год спустя предоставили военно-морскому флоту РФ корабли противоминной обороны и тральщики, предназначенные для поиска и уничтожения морских мин в акваториях военно-морских баз. Закредитованность активов Средне-Невского СЗ снизилась до 88%, однако имеетcя безнадежный долг (753,2 млн руб.), но организация пытается самостоятельно «закрыть» долги прошлых лет. Размер непокрытого убытка снизился на 26,6%.

На шестой строчке рэнкинга находится Выборгский судостроительный завод (ВСЗ). Показатель выручки сократился на 32,5% до 7,9 млрд руб., а предприятие по итогам года отразило убыток (545,6 млн руб.). ВСЗ –один из проблемных активов ОСК. Безнадежный долг превышает 4,5 млрд руб. Известно, что 2,5 млрд руб. невозвратных обязательств образовались еще до момента вхождения завода в структуру Объединенной судостроительной корпорации. Кредитная нагрузка активов достигает 102%. По данным Системы Глобас Выборгский судостроительный завод участвовал в деле о банкротстве в качестве ответчика, но серьезных проблем удалось избежать, иски были отозваны. Последствия недозагруженносиь верфи в 2012-2015 гг. пришлось компенсировать за счет привлечения кредитов и займов. В последствии, как в случаях с Балтийским заводом и Северной верфью, проценты по кредиту «лишили» предприятие прибыли. Руководство компании надеется на улучшение финансового состояния в будущем, так как полную загрузку мощностей завода обеспечили до 2022 года. Основной специализацией ВСЗ являются ледоколы. Последние разработки верфи – суда, предназначенные для работы в Арктике на нефтяных месторождениях.

В похожих условиях находится Пролетарский завод. Уровень безнадежного долга составляет почти 2 млрд руб. Компания находилась на грани банкротства, но Президент РФ В.В. Путин несколько раз спасал предприятие от ликвидации. Сначала реструктуризируя долги, а затем обеспечивая организацию госзаказами.

Невский судостроительный-судоремонтный завод (Невский ССЗ) стал частью ОСК летом 2019 г., в результате осуществления сделки по продаже финской кораблестроительной верфи — Arctech Helsinki Shipyard, кроме этого Судостроительная корпорация получила 35 млн евро.

По прогнозам представителей Ассоциации судостроителей Петербурга и Ленобласти, в ближайшие годы основную прибыль в петербургской судостроительной отрасли будут формировать конструкторские бюро, в первую очередь за счет исполнения государственного оборонного заказа. В частности, крупные заказы – у конструкторских бюро Малахит (7 место в рэнкинге, выручка 3,7 млрд руб.) и Алмаз (8 место в рэнкинге, 3,4 млрд руб.). Большинство предприятий работает с определенным конструкторским бюро, так, например, ЦКБ ОСК-Айсберг занимается разработкой большинства проектов для СЗ Северная верфь, а ЦКБ Рубин – для Адмиралтейских верфей.

Особого внимания заслуживает Невское ПКБ (12 место в рэнкинге, выручка 1,1 млрд руб.), представители бюро заявили о внедрении новой схемы работы: впервые в истории российского судостроения ПКБ будет делать проект за свой счет, а затем получать роялти с каждого построенного судна.

Все петербургские проектно-конструкторские бюро показывают неплохие финансовые результаты. Кредитная нагрузка – ниже среднеотраслевой, конечный финансовый результат – положительный и полное отсутствие безнадежных долгов. Такие результаты достигаются за счет того, что конструкторские бюро занимаются созданием чертежей, а сборкой и изготовлением – заводы. Отсюда у судостроительных предприятий могут возникнуть долги в следствии непредвиденных расходов в виде брака, амортизации и простаивания части оборудования.

Результаты рэнкинга показали, что кораблестроительная отрасль Санкт-Петербурга и Ленинградской области находится на подъеме. Рост показателей выручки является следствием увеличения производственных мощностей организаций. Улучшаются конечные финансовые результаты предприятий. Убытки показали только два судостроительных завода. Примечательно, что неудовлетворительные показатели являются следствием недозагруженности верфей в прошлом. Сегодня заказы и производственные нагрузки распределяются равномерно, а заводы постоянно обеспечиваются заказами. Сохраняя такую тенденцию можно полностью расплатиться с безнадежными долгами, снизить уровень государственной поддержки, а предприятия перевести на собственное финансирование.