Статья
Тенденции в торговле крупами

Информационное агентство Credinform представляет обзор тенденций деятельности крупнейших российских компаний оптовой торговли крупами.

Для анализа были выбраны крупнейшие (ТОП-50) по объему годовой выручки за последние имеющиеся в органах государственной статистики отчетные периоды (2013 - 2018 годы) торговые компании. Анализ проводился на основе данных Информационно-аналитической системы Глобас.

Чистые активы - показатель, отражающий реальную стоимость имущества предприятия, рассчитывается ежегодно как разность между активами на балансе предприятия и его долговыми обязательствами. Показатель чистых активов считается отрицательным (недостаточность имущества), если задолженность предприятия превышает стоимость его имущества.

Крупнейшей компанией отрасли по размеру чистых активов является НАО ОПТОВО -РОЗНИЧНАЯ ТОРГОВАЯ И ПРОИЗВОДСТВЕННАЯ ФИРМА КУБАНЬОПТПРОДТОРГ, ИНН 2312018180, Краснодарский край. В 2018 году чистые активы компании составляли более 4 млрд рублей.

Наименьшим размером чистых активов в ТОП-50 обладало ООО РИЧЛАЙН, ИНН 7718791016, г. Москва. Недостаточность имущества этой компании в 2018 году выражалась отрицательной величиной -1 млрд рублей.

За десятилетний период средние отраслевые размеры чистых активов имеют тенденцию к росту (Рисунок 1).

Рисунок 1. Изменение средних отраслевых показателей размера чистых активов в 2009 – 2018 годах Рисунок 1. Изменение средних отраслевых показателей размера чистых активов в 2009 – 2018 годах

Доли предприятий с недостаточностью имущества в ТОП-50 в последние пять лет имеют тенденцию к снижению (Рисунок 2).

Рисунок 2. Доли компаний с отрицательными значениями чистых активов в ТОП-50 Рисунок 2. Доли компаний с отрицательными значениями чистых активов в ТОП-50

Выручка от реализации
Объем выручки 10 ведущих предприятий отрасли в 2018 году составил почти 92% от суммарной выручки предприятий ТОП-50. (Рисунок 3). Это свидетельствует о высоком уровне монополизации в отрасли.

Рисунок 3. Доли участия компаний ТОП-10 в суммарной выручке 2018 года ТОП-50 Рисунок 3. Доли участия компаний ТОП-10 в суммарной выручке 2018 года ТОП-50

В целом наблюдается тенденция к увеличению объемов выручки (Рисунок 4).

Рисунок 4. Изменение средних отраслевых показателей выручки в 2009 – 2018 годах Рисунок 4. Изменение средних отраслевых показателей выручки в 2009 – 2018 годах

Прибыль и убытки
Крупнейшим предприятием отрасли по размеру чистой прибыли является также НАО ОПТОВО -РОЗНИЧНАЯ ТОРГОВАЯ И ПРОИЗВОДСТВЕННАЯ ФИРМА КУБАНЬОПТПРОДТОРГ, ИНН 2312018180, Краснодарский край. В 2018 году прибыль компании составила 177 млн рублей.

За десятилетний период показатели средних отраслевых размеров прибыли имеют тенденцию к росту (Рисунок 5).

Рисунок 5. Изменение средних отраслевых показателей прибыли (убытка) в 2009 – 2018 годах Рисунок 5. Изменение средних отраслевых показателей прибыли (убытка) в 2009 – 2018 годах

За пятилетний период средние значения показателей чистой прибыли предприятий ТОП-50 имеют тенденцию к снижению, при этом увеличивается и средний размер чистого убытка. (Рисунок 6).

Рисунок 6. Изменение средних значений показателей чистой прибыли и чистого убытка компаний ТОП-50 в 2014 – 2018 годах Рисунок 6. Изменение средних значений показателей чистой прибыли и чистого убытка компаний ТОП-50 в 2014 – 2018 годах

Основные финансовые коэффициенты
За десятилетний период средние отраслевые показатели коэффициента общей ликвидности находились в пределах интервала рекомендуемых значений - от 1,0 до 2,0, с тенденцией к росту. (Рисунок 7).

Коэффициент общей ликвидности (отношение суммы оборотных средств к краткосрочным обязательствам) - показывает достаточность средств организации для погашения своих краткосрочных обязательств.

Рисунок 7. Изменение средних отраслевых значений коэффициента общей ликвидности в 2009 – 2018 годах Рисунок 7. Изменение средних отраслевых значений коэффициента общей ликвидности в 2009 – 2018 годах

В течение десяти лет, наблюдается тенденция к снижению средних отраслевых показателей коэффициента рентабельности инвестиций. (Рисунок 8).

Коэффициент рассчитывается как отношение чистой прибыли к сумме собственного капитала и долгосрочных обязательств и демонстрирует отдачу от вовлеченного в коммерческую деятельность собственного капитала и долгосрочно привлеченных средств организации.

Рисунок 8. Изменение средних отраслевых значений коэффициента рентабельности инвестиций в 2009 – 2018 годах Рисунок 8. Изменение средних отраслевых значений коэффициента рентабельности инвестиций в 2009 – 2018 годах

Коэффициент оборачиваемости активов - рассчитывается как отношение выручки от реализации к средней величине совокупных активов за период и характеризует эффективность использования всех имеющихся ресурсов, независимо от источников их привлечения. Коэффициент показывает, сколько раз за год совершается полный цикл производства и обращения, приносящий прибыль.

За десятилетний период показатели данного коэффициента деловой активности демонстрировали тенденцию к росту (Рисунок 9).

Рисунок 9. Изменение средних отраслевых значений коэффициента оборачиваемости активов в 2009 – 2018 годах Рисунок 9. Изменение средних отраслевых значений коэффициента оборачиваемости активов в 2009 – 2018 годах

Малый бизнес
88% предприятий ТОП-50 зарегистрированы в Реестре субъектов малого и среднего предпринимательства Федеральной налоговой службы РФ. При этом доля их суммарной выручки в общем объеме ТОП-50 составляет почти 22%, что выше среднего показателя по стране (Рисунок 10).

Рисунок 10. Доли выручки субъектов малого и среднего предпринимательства в ТОП-50 Рисунок 10. Доли выручки субъектов малого и среднего предпринимательства в ТОП-50

Основные регионы деятельности
Предприятия ТОП-50 зарегистрированы в 22 регионах и распределены по территории страны неравномерно. Более 75% крупнейших по объему выручки предприятий сосредоточены в Санкт-Петербурге, Краснодарском крае и г. Москве (Рисунок 11).

Рисунок 11. Распределение выручки компаний ТОП-50 по регионам России Рисунок 11. Распределение выручки компаний ТОП-50 по регионам России

Скоринг бухгалтерской отчетности
Оценка финансового положения предприятий ТОП-50 показывает, что наибольшая часть из них находится в среднем финансовом положении. (Рисунок 12).

Рисунок 12. Распределение компаний ТОП-50 по скорингу бухгалтерской отчетности Рисунок 12. Распределение компаний ТОП-50 по скорингу бухгалтерской отчетности

Индекс платежеспособности Глобас
Наибольшей части предприятий ТОП-50 присвоен наивысший или высокий Индекс платежеспособности Глобас, что свидетельствует об их способности своевременно и в полном объеме погашать свои долговые обязательства (Рисунок 13).

Рисунок 13. Распределение компаний ТОП-50 по Индексу платежеспособности Глобас Рисунок 13. Распределение компаний ТОП-50 по Индексу платежеспособности Глобас

По сведениям Федеральной службы государственной статистики, доля предприятий отрасли в общем объеме выручки от продажи товаров, продукции, работ, услуг по стране за 2019 год составила 0,023%, что выше показателя за 2018 год, составлявшего 0,02%.

Вывод
Комплексная оценка деятельности крупнейших российских компаний оптовой торговли крупами, учитывающая основные индексы, финансовые показатели и коэффициенты, свидетельствует о преобладании положительных тенденций (Таблица 1).

Таблица 1. Положительные и отрицательные тенденции, факторы оценки
Тенденции и факторы оценки Удельный вес фактора, %
Темп прироста (снижения) среднего размера чистых активов up10
Рост / снижение доли предприятий с отрицательными значениями чистых активов up10
Уровень конкуренции / монополизации down-10
Темп прироста (снижения) среднего размера выручки up10
Темп прироста (снижения) среднего размера прибыли (убытка) up10
Рост / снижение средних размеров чистой прибыли компаний ТОП-50 down-10
Рост / снижение средних размеров чистого убытка компаний ТОП-50 down-10
Рост / снижение средних значений коэффициента общей ликвидности up10
Рост / снижение средних значений коэффициента рентабельности инвестиций down-10
Рост / снижение средних значений коэффициента оборачиваемости активов, раз up10
Доля малого и среднего бизнеса по объему выручки более 21% up10
Региональная концентрация down-10
Финансовое положение (наибольшая доля) up5
Индекс платежеспособности Глобас (наибольшая доля) up10
Динамика доли выручки отрасли в суммарной выручке РФ up10
Среднее значение удельного веса факторов up3,0

Up положительная тенденция (фактор), Down отрицательная тенденция (фактор).

Рэнкинг
Рентабельность продаж в торговле крупами

Информационное агентство Credinform представляет рэнкинг крупнейших российских компаний оптовой торговли крупами. Для рэнкинга были отобраны крупнейшие по объему годовой выручки за последние имеющиеся в органах государственной статистики отчетные периоды (2016 - 2018 годы) торговые компании (ТОП-10). Далее они были ранжированы по коэффициенту рентабельности продаж (Таблица 1). Анализ проводился на основе данных Информационно-аналитической системы Глобас.

Рентабельность продаж (%) рассчитывается как доля операционной прибыли в общем объеме продаж компании. Коэффициент рентабельности продаж отражает эффективность производственной и коммерческой деятельности предприятия и показывает долю средств предприятия, полученную в результате реализации продукции после покрытия ее себестоимости, уплаты налогов и выплаты процентов по кредитам.

Разброс значений рентабельности продаж в компаниях одной отрасли определяется различиями в конкурентных стратегиях и продуктовых линейках.

Для получения наиболее полного и объективного представления о финансовом состоянии предприятия необходимо обращать внимание на всю совокупность показателей и финансовых коэффициентов.

Таблица 1. Чистая прибыль, выручка, коэффициент рентабельности продаж, индекс платежеспособности Глобас крупнейших российских компаний оптовой торговли крупами (ТОП-10)
Наименование, ИНН, регион Выручка, млн руб. Чистая прибыль (убыток), млн руб. Рентабельность продаж, % Индекс платёжеспособности Глобас
2017 2018 2017 2018 2017 2018
1 2 3 4 5 6 7 8
ООО ИМПУЛЬС
ИНН 5407048460 Новосибирская область
up484,49 down262,90 up35,78 up41,98 down10,36 up14,16 192 Наивысший
ООО АФ-ГРУПП ТОРГОВАЯ КОМПАНИЯ
ИНН 7734623403 г. Москва
up3754,23 down3598,11 up86,35 down68,17 up7,42 down4,64 240 Высокий
ООО АГРО-АЛЬЯНС
ИНН 7814413641 Санкт-Петербург
down11464,57 down10950,40 down203,01 down73,53 down3,95 down3,52 261 Высокий
ООО СЕЛТИНГ
ИНН 3235013772 Брянская область
up1679,76 up1864,34 up54,57 down29,85 up5,83 down3,34 221 Высокий
ООО КУПЕЦ
ИНН 2289006988 Алтайский край
up546,10 up1057,87 up2,44 up10,91 down-2,40 up1,95 256 Высокий
НАО ОПТОВО -РОЗНИЧНАЯ ТОРГОВАЯ И ПРОИЗВОДСТВЕННАЯ ФИРМА КУБАНЬОПТПРОДТОРГ
ИНН 2312018180 Краснодарский край
down8335,47 down7987,74 down182,84 down176,51 down1,76 down1,34 228 Высокий
ООО ДИДИПИ ТРЕЙД
ИНН 2540180383 Приморский край
up378,30 up506,81 up10,10 up23,24 up3,94 down1,08 245 Высокий
ООО СОЮЗ
ИНН 5406521885 Новосибирская область
up292,00 up361,96 up1,41 up1,69 down0,49 up0,56 198 Наивысший
ООО БАКАЛЕЙНАЯ КОМПАНИЯ
ИНН 2723087134 Хабаровский край
down222,87 up306,08 down-5,61 up0,62 down-2,50 up0,24 246 Высокий
ООО КУРСКЗЕРНОПРОМ
ИНН 4627003174 Белгородская область
down1377,93 down1179,72 down-84,24 up3,29 down-11,76 up-3,53 273 Высокий
Среднее значение по компаниям ТОП-10 down2853,57 down2807,60 down48,67 down42,98 down1,71 up2,73  
Среднее отраслевое значение down200,03 down199,56 up2,63 up4,72 down3,38 up4,20  

Up улучшение показателя к предыдущему периоду, Down ухудшение показателя к предыдущему периоду

Средний показатель коэффициента рентабельности продаж ТОП-10 ниже среднего отраслевого значения. Пять компаний улучшили результат в 2018 году.

Рисунок 1. Коэффициент рентабельности продаж и выручка крупнейших российских компаний оптовой торговли крупами (ТОП-10) Рисунок 1. Коэффициент рентабельности продаж и выручка крупнейших российских компаний оптовой торговли крупами (ТОП-10)

В течение 10 лет средние отраслевые значения коэффициента рентабельности продаж имеют тенденцию к росту. (Рисунок 2).

Рисунок 2. Изменение средних отраслевых значений коэффициента рентабельности продаж российских компаний оптовой торговли крупами в 2009 – 2018 годах Рисунок 2. Изменение средних отраслевых значений коэффициента рентабельности продаж российских компаний оптовой торговли крупами в 2009 – 2018 годах