Информационное агентство Credinform предлагает краткий обзор публикаций 2018 года о наиболее значимых федеральных законодательных актах, решениях Правительства и ведомств.
Изменения в законодательстве о международном обмене финансовой информацией в налоговых целях
Федеральным законом от 27.11.2017 № 340-ФЗ часть первая Налогового кодекса РФ (НК РФ) дополнена Главой 14.4-1. Представление документации по международным группам компаний. Часть первая Налогового кодекса РФ (НК РФ) также дополнена Главой 20.1. Автоматический обмен финансовой информацией с иностранными государствами (территориями).
Исполнение решений иностранных судов о конфискации преступных доходов на территории России
Федеральным законом «О внесении изменений в Федеральный закон «Об исполнительном производстве» от 05.12.2017 № 382-ФЗ определен порядок исполнения в России решений иностранных судов, касающихся конфискации находящихся на территории страны доходов, полученных преступным путем в соответствии с международными договорами России и процессуальным законодательством.
Юридические лица и индивидуальные предприниматели обязаны уведомлять о начале осуществления своей предпринимательской деятельности
Разработанными в соответствии с Федеральным законом от 26.12.2008 № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» правилами представления уведомлений о начале осуществления отдельных видов предпринимательской деятельности (Постановление Правительства РФ от 16.07.2009 № 584), установлен порядок подачи этих уведомлений в соответствующие федеральные органы исполнительной власти по фактическим местам проведения предполагаемых работ или оказания услуг.
С 1 января 2018 года Постановлением Правительства РФ от 09.12.2017 № 1500 разрешено подавать уведомления о начале деятельности независимо от места предполагаемого фактического проведения работ или предоставления услуг.
Продажа электроэнергии – новый вид лицензируемой деятельности
Федеральным законом от 29.12.2017 № 451-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об электроэнергетике» и отдельные законодательные акты Российской Федерации, связанных с лицензированием энергосбытовой деятельности» установлено, что осуществление энергосбытовой деятельности после 30 декабря 2018 года может осуществляться только на основании лицензий.
Обязательные нормативы для банков с базовой лицензией
Согласно Федеральному закону от 1 мая 2017 года № 92-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», вступившему в силу с 1 июня 2017 года, банковские лицензии разделены на базовые и универсальные. Соответственно, для банков с универсальными и базовыми лицензиями установлены разные требования к минимальному размеру собственных средств или капиталу.
Банки будут знать своих клиентов лучше
В рамках исполнения Федерального закона от 07 августа 2001 года № 115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» кредитные организации начнут получать сведения о наличии счетов компаний и индивидуальных предпринимателей в сторонних банках. Эти сведения будут передаваться банкам Федеральной налоговой службой в круглосуточном режиме.
Предупреждение банкротств в страховании
Федеральным законом от 23.04.2018 № 87-ФЗ предусмотрен комплекс мероприятий для предупреждения банкротств страховых компаний, подобных процедуре финансового оздоровления банков.
Аудиторы обязаны уведомлять Росфинмониторинг о подозрительных сделках и финансовых операциях
Федеральным законом от 23 апреля 2018 года № 112-ФЗ внесены изменения в Федеральный закон «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» и в статью 13 Федерального закона «Об аудиторской деятельности», согласно которым аудиторские организации (индивидуальные аудиторы) при возникновении каких бы то ни было оснований предполагать, что сделки или финансовые операции их клиентов могли или могут осуществляться в целях легализации доходов, полученных преступным путем, или финансирования терроризма, обязаны уведомлять об этом Федеральную службу по финансовому мониторингу (Росфинмониторинг).
Бесплатная электронная регистрация юрлиц
С 2019 года уплата госпошлины не потребуется при представлении в регистрирующие органы документов в электронном виде для регистрации юридических лиц (индивидуальных предпринимателей) и изменений, вносимых в их учредительные документы; ликвидации юридических лиц или прекращения деятельности индивидуальных предпринимателей.
Проект Федеральной налоговой службы «Прозрачный бизнес»
Федеральная налоговая служба запустила проект «Прозрачный бизнес», который подразумевает публикацию о компаниях сведений, не являющихся налоговой тайной.
Правовое положение международной компании
Федеральным законом от 3 августа 2018 года № 292-ФЗ с внесением изменения в статью 1202 части третьей Гражданского кодекса РФ уточнено понятие «личный закон юридического лица», как право страны, где юридическое лицо было учреждено, если это не противоречит положениям вступившего в силу Федерального закона от 3 августа 2018 года № 290-ФЗ «О международных компаниях».
Международная компания – это иностранное юридическое лицо, коммерческая корпоративная организация, изменившая свой личный закон в установленном законодательном порядке.
Изменения закона «О кредитных историях»
Федеральным законом от 03 августа 2018 года № 327-ФЗ детализирован порядок и способы получения пользователями согласия субъектов кредитных историй на получение их кредитных отчетов.
Закон о таможенном регулировании
Федеральный закон от 3 августа 2018 года № 289-ФЗ, как базовый нормативный акт о таможенном деле регламентирует:
- порядок ввоза (вывоза) товаров в Российскую Федерацию и их перевозки по территории страны под таможенным контролем;
- порядок временного хранения и таможенного декларирования товаров, их использования согласно таможенным процедурам;
- порядок проведения таможенного контроля, взимания и уплаты таможенных платежей и специальных пошлин;
- права и обязанности лиц, взаимодействующих в сфере таможенного дела;
- правовое положение и организационные основы деятельности таможенных органов РФ;
- вопросы, связанные с запретами оборота отдельных категорий товаров на территории России.
Проверка фирм на причастность к терроризму
Федеральная служба по финансовому мониторингу (Росфинмониторинг) обязала предпринимателей, оказывающих юридические или бухгалтерские услуги проверять их клиентов на причастность к подозрительным финансовым операциям и терроризму.
Признаки компаний – однодневок
Письмом Федеральной налоговой службы (ФНС РФ) «О профилактике нарушений налогового законодательства» от 10.07.2018 № ЕД-4-15/13247 опубликованы обновленные критерии выявления юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, ведущих свою деятельность фиктивно.
Аудиторская тайна
Федеральным законом от 29 июля 2018 года № 231-Ф3 в часть первую Налогового кодекса РФ (НК РФ) внесены положения (п. 4 ст. 82) о допустимости сбора, хранения и использования документов или информации полученных от аудиторских организаций.
С 1 января 2019 года на аудиторов возлагается обязанность представлять сведения в Федеральную налоговую службу (ФНС РФ) по первому требованию в десятидневный срок на основании решения руководителя ФНС РФ или его заместителя.
Лицензирование перевозок автобусами
Принят закон, возобновляющий лицензирование автобусных перевозок. Предусмотрено обязательное оснащение тахографами транспортных средств с разрешенной максимальной массой более 3,5 тонн и числом сидячих пассажирских мест более восьми.
Заработала единая электронная система ЗАГС
Единый государственный реестр записей актов гражданского состояния (ЕГР ЗАГС) создан на основе программного обеспечения, разработанного ФНС РФ. В Реестре производятся как государственная регистрация всех видов записей актов гражданского состояния, так и внесение изменений в существующие записи, а также действия по выдаче повторных документов.
Единый агрегатор торговли для госзакупок
Согласно Распоряжению Правительства РФ от 28 апреля 2018 года № 824-р с 1 ноября все федеральные органы исполнительной власти и их подведомственные учреждения обязаны совершать некоторые закупки с использованием Единого агрегатора торговли (ЕАТ).
Правильный выбор юридического адреса
Для избавления от риска отказов в регистрации, при создании юридических лиц или при внесении изменений в ЕГРЮЛ, необходимо проверять предполагаемые юридические адреса в Федеральной информационной адресной системе (ФИАС).
Изменения в закон «О бухгалтерском учете»
Вступил в силу Федеральный закон от 28.11.2018 № 444-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О бухгалтерском учете». В России создается Государственный информационный ресурс бухгалтерской (финансовой) отчетности. Обязанность его ведения возложена на Федеральную налоговую службу (ФНС РФ). Начиная с отчетности за 2019 год на все организации возлагается обязанность сдачи бухгалтерской отчетности исключительно в электронной форме. Субъекты малого бизнеса будут обязаны это делать, начиная с отчетности за 2020 год. Отменена обязанность сдавать бухгалтерскую отчетность в органы государственной статистики.
Контрактная система закупок изменилась
Федеральным законом от 30.10.2018 № 393-ФЗ «О внесении изменения в статью 93 Федерального закона «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» научным организациям разрешено осуществлять закупки без проведения конкурсных процедур, но не более чем на 20 млн руб. в год.
Информационное агентство Credinform представляет обзор тенденций деятельности крупнейших компаний реального сектора экономики Пермского края.
Для анализа были отобраны крупнейшие по объему годовой выручки за последние имеющиеся в органах государственной статистики отчетные периоды (2013 - 2017 годы) компании Пермского края (ТОП-1000). Анализ проводился на основе данных Информационно-аналитической системы Глобас.
Чистые активы - показатель, отражающий реальную стоимость имущества предприятия, рассчитывается ежегодно как разность между активами на балансе предприятия и его долговыми обязательствами. Показатель чистых активов считается отрицательным (недостаточность имущества), если задолженность предприятия превышает стоимость его имущества.
№ | Наименование, ИНН, вид деятельности | Стоимость чистых активов, млрд руб. | Индекс платежеспособности Глобас | ||||
2013 | 2014 | 2015 | 2016 | 2017 | |||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 |
1 | ПАО УРАЛКАЛИЙ ИНН 5911029807 Производство удобрений и азотных соединений |
73,5 | 72,3 | 102,6 | 168,2 | 209,0 | 188 Наивысший |
2 | ООО ЛУКОЙЛ-ПЕРМЬ ИНН 5902201970 Добыча сырой нефти |
141,7 | 139,6 | 172,9 | 152,2 | 161,5 | 199 Наивысший |
3 | ООО ЛУКОЙЛ-ПЕРМНЕФТЕОРГСИНТЕЗ ИНН 5905099475 Производство нефтепродуктов |
104,2 | 132,8 | 120,7 | 101,0 | 104,0 | 196 Наивысший |
4 | ПАО МЕТАФРАКС ИНН 5913001268 Производство прочих химических органических основных веществ |
15,9 | 17,6 | 24,8 | 27,9 | 34,4 | 143 Наивысший |
5 | ООО ГАЗПРОМ ТРАНСГАЗ ЧАЙКОВСКИЙ ИНН 5920000593 Транспортирование по трубопроводам газа и продуктов его переработки |
17,1 | 18,3 | 18,4 | 15,9 | 16,3 | 216 Высокий |
996 | ООО ВЕРХНЕКАМЬЕ-ЛЕС ИНН 5981001072 Лесозаготовки |
-0,4 | -0,4 | -0,5 | -0,6 | -0,7 | 357 Удовлетворительный |
997 | ООО ИНВЕСТСПЕЦПРОМ ИНН 5904164851 Передача пара и горячей воды (тепловой энергии) |
-0,6 | -0,8 | -0,9 | -1,1 | -1,3 | 321 Удовлетворительный |
998 | ООО МЕТАЛЛУРГИЧЕСКИЙ ЗАВОД КАМАСТАЛЬ ИНН 5906044775 Производство стали в слитках Находится в стадии ликвидации с 12.09.2018 |
-1,9 | -2,4 | -2,5 | -2,8 | -3,7 | 600 Неудовлетворительный |
999 | ООО ПЕРМСКАЯ СЕТЕВАЯ КОМПАНИЯ ИНН 5904176536 Передача пара и горячей воды (тепловой энергии) |
-2,2 | -3,1 | -3,9 | -5,0 | -6,2 | 290 Высокий |
1000 | ПАО СПЕЦИАЛЬНОГО МАШИНОСТРОЕНИЯ И МЕТАЛЛУРГИИ МОТОВИЛИХИНСКИЕ ЗАВОДЫ ИНН 5906009273 Производство оружия и боеприпасов Находится в стадии ликвидации с 30.03.2018 |
2,2 | -0,5 | 0,6 | 0,5 | -10,4 | 600 Неудовлетворительный |
— рост показателя к предыдущему периоду, — снижение показателя к предыдущему периоду.
За пятилетний период средние размеры чистых активов компаний ТОП-1000 имеют тенденцию к увеличению (Рисунок 1).
Доли компаний в ТОП-1000 с недостаточностью имущества в последние пять лет имеют тенденцию к росту (Рисунок 2).
Выручка от реализации
Объем выручки 10 ведущих компаний региона в 2017 году составил 52% от суммарной выручки компаний ТОП-1000. (Рисунок 3). Это свидетельствует о высоком уровне концентрации капитала в Пермском крае.
В целом наблюдается тенденция к увеличению объемов выручки (Рисунок 4).
Прибыль и убытки
Объем чистой прибыли 10 лидеров экономики региона в 2017 году составил 79% от суммарной чистой прибыли ТОП-1000. (Рисунок 5).
В целом за пятилетний период наблюдается увеличение средних размеров прибыли в ТОП-1000 (Рисунок 6).
За пятилетний период средние значения показателей чистой прибыли компаний ТОП-1000 увеличиваются, при этом увеличивается и средний размер чистого убытка. (Рисунок 7).
Основные финансовые коэффициенты
За пятилетний период средние показатели коэффициента общей ликвидности ТОП-1000 находились выше интервала рекомендуемых значений - от 1,0 до 2,0, с тенденцией к росту (Рисунок 8).
Коэффициент общей ликвидности (отношение суммы оборотных средств к краткосрочным обязательствам) - показывает достаточность средств организации для погашения своих краткосрочных обязательств.
В течение пяти лет, особенно в 2013 и 2017 годах, наблюдается высокий уровень средних значений показателей коэффициента рентабельности инвестиций с тенденцией к росту. (Рисунок 9).
Коэффициент рассчитывается как отношение чистой прибыли к сумме собственного капитала и долгосрочных обязательств и демонстрирует отдачу от вовлеченного в коммерческую деятельность собственного капитала и долгосрочно привлеченных средств организации.
Коэффициент оборачиваемости активов - рассчитывается как отношение выручки от реализации к средней величине совокупных активов за период и характеризует эффективность использования всех имеющихся ресурсов, независимо от источников их привлечения. Коэффициент показывает, сколько раз за год совершается полный цикл производства и обращения, приносящий прибыль.
За пятилетний период данный коэффициент деловой активности демонстрировал тенденцию к снижению (Рисунок 10).
Структура производства
Наибольшие доли в суммарной выручке ТОП-1000 имеют компании, специализирующиеся на производстве кокса и нефтепродуктов, добыче сырой нефти и предприятия оптовой торговли (Рисунок 11).
66% компаний ТОП-1000 зарегистрированы в Реестре субъектов малого и среднего предпринимательства Федеральной налоговой службы РФ. При этом доля их выручки в суммарном объеме ТОП-1000 составляет 14% (Рисунок 12).
Основные районы деятельности
Предприятия ТОП-1000 распределены по территории края неравномерно и зарегистрированы в 39 районах и населенных пунктах. 72% крупнейших по объему выручки предприятий сосредоточены в краевом центре – г. Перми (Рисунок 13).
Скоринг бухгалтерской отчетности
Оценка финансового положения компаний ТОП-1000 показывает, что почти половина из них находится в устойчивом финансовом положении и выше среднего. (Рисунок 14).
Индекс платежеспособности Глобас
Подавляющей части компаний ТОП-1000 присвоен наивысший или высокий Индекс платежеспособности Глобас, что свидетельствует об их способности своевременно и в полном объеме погашать свои долговые обязательства (Рисунок 15).
Индекс промышленного производства
По сведениям Федеральной службы государственной статистики, в Пермском крае в течение 12 месяцев 2017 – 2018 годов наблюдается тенденция к некоторому росту показателей индекса промышленного производства. За 10 месяцев 2018 года индекс снизился в среднем на 1,8%, а в целом за период с ноября 2017 года по октябрь 2018 года – снижение составило в среднем 0,2%(Рисунок 16).
По тем же сведениями доля предприятий Пермского края в объеме выручки от продажи товаров, продукции, работ, услуг в целом по стране за 9 месяцев 2018 года составила 1,33%.
Вывод
Комплексная оценка деятельности крупнейших компаний реального сектора экономики Пермского края, учитывающая основные индексы, финансовые показатели и коэффициенты, свидетельствует о преобладании положительных тенденций (Таблица 2).
Тенденции и факторы оценки ТОП-1000 | Удельный вес фактора, % |
Темп прироста (снижения) среднего размера чистых активов | 10 |
Рост / снижение доли предприятий с отрицательными значениями чистых активов | -10 |
Темп прироста (снижения) среднего размера выручки | 10 |
Уровень концентрации капитала | -10 |
Темп прироста (снижения) среднего размера прибыли (убытка) | 10 |
Рост / снижение средних размеров чистой прибыли компаний | 10 |
Рост / снижение средних размеров чистого убытка компаний | -10 |
Рост / снижение средних значений коэффициента общей ликвидности | 10 |
Рост / снижение средних значений коэффициента рентабельности инвестиций | 10 |
Рост / снижение средних значений коэффициента оборачиваемости активов, раз | -10 |
Доля малого и среднего бизнеса в регионе по объему выручки более 30% | -10 |
Региональная концентрация | -10 |
Финансовое положение (наибольшая доля) | 10 |
Индекс платежеспособности Глобас (наибольшая доля) | 10 |
Индекс промышленного производства | 10 |
Среднее значение удельного веса факторов | 2,0 |
— положительная тенденция (фактор) , — отрицательная тенденция (фактор).