Статья
Уточнен порядок исполнения государственного оборонного заказа

С 15 июля текущего года вступил в силу Федеральный закон от 03.07.2016 №317-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О государственном оборонном заказе» и статью 7.29.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях».

Закон был внесен на рассмотрение Государственной думы в мае 2016 г. по инициативе Президента РФ и нацелен на гарантированное и качественное исполнение государственных оборонных заказов (ГОЗ).

В целом закон расширяет права головного исполнителя по государственному оборонному заказу и уточняет процедуру сопровождения контрактов банками. В частности, головному исполнителю ГОЗ предоставлено право на покрытие расходов, произведенных из собственных средств предприятия, на создание запасов материалов, сырья, полуфабрикатов и комплектующих, необходимых для исполнения ГОЗ. Это даст возможность головным исполнителям своевременно погашать кредиты, взятые для создания этих запасов, еще до окончания исполнения ГОЗ, что в конечном итоге может повлиять на снижение издержек и, соответственно, снизит себестоимость продукции.

Кроме этого, законом введено новое понятие – «продукция с длительным технологическим циклом производства (более шести месяцев)». Определение порядка отнесения к продукции с длительным технологическим циклом производства и разработка процедуры выдачи соответствующих документов возложены на федеральные органы исполнительной власти, обладающие соответствующей компетенцией в сфере промышленного и оборонно-промышленного комплексов, Государственную корпорацию по атомной энергии «Росатом» и Государственную корпорацию по космической деятельности «Роскосмос».

Государственный заказчик по ГОЗ наделен правом перечислять средства в размере прибыли головному исполнителю, разработчику или изготовителю продукции с длительным технологическим циклом после частичного исполнения государственного контракта. Основанием для такой выплаты является официальный документ о принятой государственным заказчиком продукции, т.е. отдельной партии товара или отдельного этапа выполненных работ (услуг). При этом предприятия, занимающие в сфере исполнения ГОЗ доминирующие позиции, обязаны заключать контракты на исполнение ГОЗ при отсутствии экономически или технологически аргументированных и оправданных причин для отказа. Нарушение этой обязанности может стать основанием для административного наказания в виде штрафов для должностных лиц в размере от 30 до 50 тысяч рублей, а для юридических лиц - от 300 тысяч до одного миллиона рублей.

Подписчики Информационно-аналитической системы Глобас-i могут ознакомиться со списком предприятий, имеющих стратегическое значение для оборонно-промышленного комплекса и безопасности РФ в соответствии с Федеральным законом от 21.07.2014 №213-ФЗ, Указом Президента РФ от 04.08.2004 №1009, Распоряжением Правительства РФ от 23.01.2003 №91-р, Федеральным законом от 29.04.2008 №57-ФЗ, а так же, провести анализ контрактов, закупок и тендеров, воспользовавшись новым аналитическим инструментом в соответствующем разделе Системы.

Статья
Стратегические планы России, Азербайджана и Ирана

В августе 2016 года состоялась трехсторонняя встреча глав государств России, Азербайджана и Ирана. Этой встрече способствовали, с одной стороны, сформировавшиеся соседские и партнерские отношения в результате общей географии и тесных экономических связей, с другой стороны, сохраняющиеся проблемы, глобальные вызовы, напряженность на границах вышеназванных стран.

На повестку дня саммита выносились вопросы, касающиеся разностороннего сотрудничества в торговле, транспорте, энергетике, культуре, туризме; взаимодействия в финансовом, банковском и страховом секторах; участия в проектах других стран; противостояния глобальному экономическому кризису; борьбе с терроризмом; обеспечению региональной стабильности и безопасности.

Среди масштабных проектов, обсуждаемых в ходе саммита, эксперты выделили следующие:
- работа над конвенцией о правовом статусе Каспийского моря,
- разработка и разведка месторождений, прежде всего в Каспийском регионе,
- проект строительства железнодорожной магистрали Решт (Иран) – Астара (Азербайджан) – звено международного транспортного коридора «Север – Юг»,
- развитие энергокорридора, благодаря соединению азербайджанских энергетических линий с Ираном и Россией,
- схемы совместного использования трубопроводной инфраструктуры для транспортировки сырья и другие.

Над разработкой конвенции с 1996 года работает Специальная рабочая группа (СРГ) на уровне заместителей министров иностранных дел. Береговую черту с Каспием имеют пять государств, кроме вышеназванных ещё Казахстан и Туркменистан. Уже много сделано, в частности, заключено соглашение о разграничении части дна Каспийского моря, подписаны Рамочная конвенция по защите морской среды, Декларация об общих подходах к выработке конвенции о правовом статусе Каспия и другое. На саммите была подчёркнута необходимость и важность завершить такую работу.

Достройка конкретного участка коридора Решт (Иран) – Астара (Азербайджан) позволит организовать прямое железнодорожное сообщение из Персидского залива в Европу. Линия «Север – Юг» поможет России интенсифицировать товарооборот со странами Персидского залива, Индией и поставлять в эти регионы зерно, оборудование, медицинские препараты, удобрение и сельхоз технику. Иран, в свою очередь, получает возможность выхода на новые рынки, Азербайджан - увеличить объемы и снизить стоимость поставок плодоовощной продукции в Россию. Европа, используя такой коридор, сможет обеспечить диверсификацию торговых потоков. При эффективности данного направления китайские экспортеры с удовольствием включат его в часть Шёлкового пути.

Сегодня Азербайджан превратился из страны, импортирующей электроэнергию, в страну, экспортирующую её. Соединение энергетических линий Азербайджана с Ираном и Россией открыло ещё больше возможностей. Энергосистема Азербайджана функционирует в параллельном рабочем режиме с Единой энергосистемой России в соответствии с существующим соглашением. В дальнейшем совместные усилия должны помочь добиться формирования надежного энергетического коридора для энергообмена между тремя странами и выхода на новые рынки.

По итогам саммита лидеры трех стран подписали декларацию, охватывающую почти все направления сотрудничества. Новые проекты на Каспии, в том числе в торговле, транспорте, энергетике, смогут диверсифицировать трехсторонние торгово-экономические связи. По мнению экспертов, встреча в Баку может стать новым и самостоятельным форматом межгосударственного взаимодействия, что позволило посчитать это событие историческим.