Информационное агентство Credinform подготовило рэнкинг «Коэффициент абсолютной ликвидности туристических агентств в РФ». Для данного рэнкинга экспертами были отобраны крупнейшие по объему выручки туристические агентства в России, затем данные компании были ранжированы по показателю «коэффициент абсолютной ликвидности».
Коэффициент абсолютной ликвидности показывает, какая доля краткосрочных долговых обязательств может быть покрыта за счет денежных средств и их эквивалентов в виде рыночных ценных бумаг и депозитов, т.е. практически абсолютно ликвидными активами.
Коэффициент абсолютной ликвидности является вариацией двух других более распространенных коэффициентов ликвидности: коэффициент текущей ликвидности и коэффициент быстрой ликвидности. При этом в расчете данного показателя используют только самые быстрореализуемые (ликвидные) активы.
Коэффициенты ликвидности представляют интерес не только для руководства предприятия, но и для внешних субъектов анализа: для поставщиков сырья и материалов.
Коэффициент абсолютной ликвидности - финансовый коэффициент, который рассчитывается как отношение денежных средств и краткосрочных финансовых вложений к краткосрочным обязательствам (текущим пассивам). Нормативное ограничение > 0,2 означает, что каждый день подлежат погашению не менее 20% краткосрочных обязательств компании. Указанное нормативное ограничение применяется в зарубежной практике финансового анализа. При этом точного обоснования, почему для поддержания нормального уровня ликвидности российских компаний величина денежных средств должна покрывать 20% текущих пассивов не существует.
Учитывая имеющую место в российской практике неоднородность структуры краткосрочной задолженности и сроков ее погашения, указанное нормативное значение следует считать явно недостаточным. Поэтому для многих отечественных компаний нормативное значение коэффициента абсолютной ликвидности должно находиться в пределах > 0,2-0,5. Слишком высокое значение коэффициента говорит о неоправданно высоких объемах свободных денежных средств, которые можно было бы использовать для развития бизнеса.
№ | Наименование | ИНН | Оборот за 2011, млн. руб. | Коэффициент абсолютной ликвидности | Индекс платежеспособности ГЛОБАС-i® |
1 | СитиТур-Инфо | 7710377124 | 7 075,68 | 0,0015 | 279 (высокий) |
2 | Солвекс-Турне | 7813080157 | 2 514,08 | 0,0026 | 217 (высокий) |
3 | Фирма Нева | 7813034418 | 3 684,07 | 0,0071 | 255 (высокий) |
4 | ДАНКО Трэвел Компани | 7704524814 | 1 004,09 | 0,0103 | 310 (удовлетворительный) |
5 | Верса | 7802137274 | 3 392,21 | 0,0122 | 223 (высокий) |
6 | Южный Крест Трэвел | 7707650655 | 2 169,56 | 0,0257 | 257 (высокий) |
7 | Академсервис | 5024053441 | 1 766,15 | 0,1721 | 241 (высокий) |
8 | Сирена-Трэвел | 7714171484 | 1 212,95 | 0,4303 | 153 (наивысший) |
9 | ВодоходЪ | 7707511820 | 1 748,11 | 0,5933 | 266 (высокий) |
10 | ВодоходЪ- Санкт-Петербург |
7811150151 | 718,54 | 15,3424 | 307 (удовлетворительный) |
Анализ таблицы рэнкигна Credinform показывает, что только у компании Сирена-Трэвел коэффициент абсолютной ликвидности попадает в диапазон нормативных показателей для российских компаний. У ВодоходЪ и ВодоходЪ-Санкт-Петербург коэффициент выше 0,2, что теоретически считается нормой. Однако у ВодоходЪ-Санкт-Петербург отклонение значения коэффициента весьма значительно.
Большой объем краткосрочных обязательств в сравнении с объемом ликвидных активов компаний привел к значениям коэффициента абсолютной ликвидности значительно ниже нормы у компаний: СитиТур-Инфо, Солвекс-Турне, Фирма Нева, ДАНКО Трэвел Компани, Верса и Южный Крест Трэвел. У компании Академсервис отклонение от нормы относительно незначительно.
Таким образом, компаниям для сохранения финансовой устойчивости необходимо, с одной стороны, иметь достаточный объем ликвидных средств, а с другой, не допускать больших объемов краткосрочных обязательств, т.е. более эффективно управлять своей долговой нагрузкой.
В связи с изменениями в области налогообложения в Северо-Западном федеральном округе за первые два месяца 2013 года самостоятельно ликвидировалось 21 644 предпринимателя, что составляет 6% от общего числа действующих ИП в СЗФО. Похожая ситуация в регионе с фермерскими хозяйствами, за 2 месяца 2013 года сократилось более 6% от общего числа фермерств.
Эксперты ИА Credinform полагают, что в ближайшие полгода наибольшее количество ликвидаций ИП произойдёт в отраслях, где необходим труд наёмных рабочий: это услуги в сфере общественного питания, а также мелких строительно-монтажных работ. Достаточно большое количество предпринимателей, решивших закрыть свою деятельность, ожидается и в сфере розничной торговли. Именно повышение пенсионных взносов за наёмных сотрудников и за «самого себя» является главным фактором, побудившим малый бизнес сворачивать производство. Останутся работать в сфере малого бизнеса предприятия, занявшие прочную нишу на рынке, например, индивидуальные предприниматели, имеющие сетевые супермаркеты.
В сложившейся ситуации индивидуальным предпринимателям стоит внимательно выстраивать свою налоговую политику для оптимизации выплат в бюджет и рассчитывать налоговую нагрузку ещё в процессе создания бизнеса. Предприниматели, которые посчитали, что подобная схема будет им не выгодна, ликвидировались в конце 2012 г. и в первые месяцы 2013 г. Также официально прекратить свою деятельность решили предприниматели, которые фактически её не вели и не сдавали необходимую отчётность. Таким образом, влияние фактора повышения взносов сейчас уже можно назвать затухающим. Остаётся открытым вопрос, вернутся ли с изменением налоговых ставок предприниматели, решившие работать в тени.
Примечательно, что по данным системы ГЛОБАС-i, на сегодняшний день в качестве ИП в России зарегистрировано практически одинаковое количество мужчин и женщин. Мужчин-предпринимателей – около 56%, а женщин-предпринимателей – 44%. В перспективе, ожидается увеличение доли женщин в составе предпринимателей до 50%