Вестник
Долг платежом красен

Увеличение объема кредитования бизнеса вдохновляет на оптимистичные выводы о восстановлении экономической активности. Начавшееся в 2016 г. оживление рынка корпоративных кредитов сохранилось в первые месяцы 2019 г.

Расширение кредитного портфеля не влияет на способность организаций обслуживать старые долги: по данным ЦБ РФ, в 2019 г. динамика общей плановой задолженности по кредитам в 4 раза меньше прироста новых займов, т.е. компании досрочно погашают кредиты. Одновременно происходит уменьшение доли просроченной задолженности.

В России значительно вырос объем кредитования бизнеса

Объем кредитования российского бизнеса отечественными банками находится на пике: по данным ЦБ РФ за 2018 г. банки выдали организациям и ИП займов на сумму свыше 45 трлн руб., что на 17% больше, чем годом ранее. В том числе субъекты малого и среднего предпринимательства (СМП) были кредитованы на сумму 6,8 трлн руб.

По итогам первых четырех месяцев 2019 г. отмечается небольшое замедление темпов роста кредитования: за январь-апрель 2019 г. компании привлекли 15,5 трлн руб. заемных средств, в т.ч. СМП – 2,4 трлн руб. Прирост к аналогичному периоду 2018 г. составил 16,3%. Сыграли роль макроэкономические факторы: повышение НДС сказалось на снижении потребительского спроса при достаточно низких темпах инфляции.

Столь быстрой положительной динамики в кредитовании не наблюдалось с 2013 г. (см. рисунок 1). При сохранении тенденции по итогам 2019 г. можно ожидать увеличения суммы выданных кредитов до отметки 50-52 трлн руб. или около 46% ВВП.

Оживление на рынке кредитования говорит о завершении цикла инвестиционной паузы. Компании начинают обновлять основные фонды, вкладывать в расширение сбыта, маркетинг, развитие производства.

Рисунок 1. Общий объем выданных бизнесу кредитов за период, динамика кредитования Рисунок 1. Общий объем выданных бизнесу кредитов за период, динамика кредитования

Компании досрочно платят по ранее взятым кредитам

Прирост задолженности организаций по ранее полученным заемным средствам в несколько раз меньше, чем увеличение темпов нового кредитования. Совокупный плановый долг по корпоративным кредитам на 1 мая 2019 г. достиг 31,8 трлн руб. В сравнении с аналогичным периодом 2018 г. плановая задолженность увеличилась на 4,2%, что в 4 раза ниже, чем прирост объемов нового кредитования за январь-апрель 2019 г. (см. рисунки 1-2). Таким образом, компании, активно привлекая новые кредиты, не забывают погашать прошлые обязательства перед банками.

Наметилась стабилизация доли просроченной задолженности: на 1 мая 2019 г. она не превышала 7,1% от общей задолженности по кредитам. По данным ЦБ, максимальная доля просроченной задолженности, начиная с 2009 г., отмечалась 1 сентября 2016 г. – 7,5%. Чем ниже доля просроченный задолженности, тем меньше компаний сталкиваются с финансовыми затруднениями и невозможностью обслуживать кредитные обязательства.

Рисунок 2. Плановая задолженность по кредитам на 1 мая каждого года, динамика задолженности Рисунок 2. Плановая задолженность по кредитам на 1 мая каждого года, динамика задолженности

Компании Москвы аккумулируют 39% корпоративной плановой задолженности по кредитам

Больше всего заемных средств на 1 мая 2019 г. накопили компании и ИП из Москвы – 12,5 трлн руб., доля просроченной задолженности составила 7,4%. Далее следуют организации из Санкт-Петербурга – 2,2 трлн руб. и Московской области – 2,1 трлн руб.

Доля просроченных долгов у предпринимателей в Санкт-Петербурге наименьшая из тройки лидеров – 6,3%. Среди Топ-10 регионов с набольшей суммой задолженности по кредитам меньше всего просроченных долгов у компаний из Ямало-Ненецкого АО – 0,9%.

Таблица 1. Топ-10 регионов с наибольшей плановой задолженностью юридических лиц и ИП по кредитам, на 1 мая 2019 г.

Ранг Субъект Задолженность по кредитам, млрд руб. Доля просроченной задолженности, %
1 Москва 12 455 7,4
2 Санкт-Петербург 2 218 6,3
3 Московская область 2 149 7,8
4 Краснодарский край 1 078 5,8
5 Свердловская область 1 010 3,0
6 Красноярский край 767 2,7
7 Ямало-Ненецкий АО 741 0,9
8 Республика Татарстан 652 3,9
9 Кемеровская область - Кузбасс 544 6,2
10 Челябинская область 536 5,8
Топ-10 субъектов РФ 22 151 6,5
Прочие 75 субъектов РФ 9 736 8,5
В целом по РФ 31 887 7,1

Доля просроченных кредитов больше всего у компаний Ненецкого АО, а также республик Северного Кавказа

По доле просроченной задолженности по кредитам можно судить в целом о финансовом положении организаций в отдельно взятом субъекте. Самая неблагополучная ситуация складывается у бизнеса Ненецкого АО, где на 1 мая 2019 г. 97,8% задолженностей по кредитам были просрочены. Столь большой процент просроченной задолженности в богатом ресурсами округе можно объяснить небольшим числом действующих компаний, когда даже один должник может повлиять на статистику.

Далее следуют организации из Республик Дагестан и Ингушетия. В этих регионах доля просроченных долгов по кредитам 69,2% и 66,8% соответственно, что отражает неудовлетворительный уровень социально-экономического развития (см. таблицу 2).

Таблица 2. Топ-10 регионов с наибольшей просроченной задолженностью юридических лиц и ИП по кредитам, на 1 мая 2019 г.

Ранг Субъект Задолженность по кредитам, млрд руб. Доля просроченной задолженности, %
1 Ненецкий АО 12 97,9
2 Республика Дагестан 33 69,2
3 Республика Ингушетия 2 66,8
4 Кабардино-Балкарская Республика 34 62,2
5 Республика Калмыкия 6 41,9
6 Алтайский край 115 35,3
7 Республика Коми 39 30,8
8 Республика Алтай 12 24,9
9 Республика Северная Осетия - Алания 11 23,1
10 Калужская область 159 20,5
В целом по РФ 31 887 7,1

Итоги

Несмотря на низкие темпы роста ВВП, составившие 0,5% в 1-м квартале 2019 г., российские банки быстро увеличивают объем кредитования корпоративного сектора, что указывает на стабилизацию макроэкономической ситуации в стране и начало инвестиционной волны в компаниях. Этого невозможно было бы ожидать в условиях экономического спада, когда кредитование стремится к сокращению. Снижение ключевой ставки Банком России до 7,5% с 17 июня 2019 г. дает сигнал предпринимателям о дальнейшем удешевлении кредита. Кредитный портфель большинства организаций не является критичным для их стабильного финансового положения, постепенно уменьшается доля просроченной задолженности по кредитам. Вновь привлеченные средства при разумном использовании смогут способствовать развитию компаний и оживлению российской экономики.

Рэнкинг
Топ-15 крупнейших авиакомпаний России

На рынке авиаперевозок России наблюдается настоящий бум. В 2018 г. отечественные авиакомпании перевезли рекордное число пассажиров за всю историю нашей авиации – 116,2 млн человек, что на 10,6% больше, чем в 2017 г. По итогам января-мая 2019 г. показатель увеличился еще на 12,3% к аналогичному периоду прошло года: в полет отправились 44,9 млн человек. При сохранении текущей тенденции, за весь 2019 г. можно ожидать около 130 млн перевезенных пассажиров. Введенный Президентом РФ заперт с 8 июля 2019 г. на авиасообщение с Грузией, может скорректировать итоговую цифру в меньшую сторону, но не более чем на 0,5-1 млн человек.

По информации Международной организации гражданской авиации (ИКАО) в 2018 г. в мире регулярными рейсами воспользовались 4,7 млрд человек.

В последние годы существования СССР в России летало порядка 90 млн человек в год, затем произошел резкий обвал авиаперевозок - до 22 млн в 1999 г. Понадобилось почти четверть века для того, чтобы авиакомпании превзошли показатели советского периода. Это случилось лишь в 2014 г., когда на борт поднялись 93 млн человек. В целом динамика авиационных путешествий наглядно коррелирует с общим социально-экономическим положением в стране. В периоды кризиса гражданам не до путешествий. (см. рисунок 1).

Рисунок 1. Динамика числа перевезенных пассажиров российскими авиакомпаниями, млн человек Рисунок 1. Динамика числа перевезенных пассажиров российскими авиакомпаниями, млн человек

Аэрофлот – ведущая российская авиакомпания, которая в январе-мае 2019 г. перевезла 14,5 млн человек, что на 11,3% больше, чем за этот же период 2018 г. Предприятие занимает более трети отечественного рынка (см. таблицу 1).

Далее с большим отставанием следует авиакомпания Сибирь (летающая под брендом S7), принявшая 4,6 млн пассажиров, и авиакомпания Россия - 3,7 млн.

Лучшую динамику производственных показателей демонстрируют Ред Вингс и крупнейший отечественный лоукостер Победа – прирост числа пассажиров на 45,5% и 45,1% соответственно. Снижение показала только одна компания рэнкинга – услугами АК Ямал воспользовались 509 тыс. человек, на 17% меньше, чем в январе-мае 2018 г.

Всего на Топ-15 компаний приходится свыше 93% авиапутешественников.

Из всех участников рэнкинга Ютэйр – единственный авиаперевозчик, фиксирующий по данным последней финансовой отчетности чистый убыток в размере 4,3 млрд руб. Трудности преследуют организацию уже давно, помогают удержаться на плаву гарантии одного из ключевых акционеров – Правительства Ханты-Мансийского АО-Югры.

Таблица 1. Топ-15 авиакомпаний России по числу перевезенных пассажиров
Ранг Компания Перевезено пассажиров тыс. чел., январь-май 2019 г. Прирост (снижение)к январю-маю 2018 г., % Доля на рынке, % Выручка, млн руб. Чистая прибыль (убыток), млн руб.
1 ПАО АЭРОФЛОТ
Аэрофлот
14489 11,3 32,3 504697
(2018 г.)
27967
(2018 г.)
2 НАО АВИАКОМПАНИЯ СИБИРЬ (S7)
S7
4637 13,9 10,3 117722
(2017 г.)
4432
(2017 г.)
3 НАО АВИАКОМПАНИЯ РОССИЯ
Россия
3739 6,9 8,3 94812
(2017 г.)
4196
(2017 г.)
4 ООО АВИАКОМПАНИЯ ПОБЕДА
Победа
3661 45,1 8,2 20296
(2017 г.)
3499
(2017 г.)
5 ПАО АК УРАЛЬСКИЕ АВИАЛИНИИ
Уральсике авиалинии
3298 9,1 7,3 81295
(2018 г.)
386
(2018 г.)
6 ПАО АВИАКОМПАНИЯ ЮТЭЙР
Ютэйр
2956 2,9 6,6 58490
(2018 г.)
-4377
(2018 г.)
7 ООО ГЛОБУС (S7)
Глобус
1776 15,3 4,0 34963
(2017 г.)
3892
(2017 г.)
8 ООО СЕВЕРНЫЙ ВЕТЕР (Nordwind Airlines)
Северный ветер
1765 2,9 3,9 30309
(2017 г.)
256
(2017 г.)
9 ООО АЗУР ЭЙР (AZUR air)
Азур эйр
1660 21,1 3,7 32525
(2017 г.)
162
(2017 г.)
10 НАО РЕД ВИНГС (Red Wings)
Ред вингс
929 45,5 2,1 10028
(2017 г.)
164
(2017 г.)
11 ООО АВИАКОМПАНИЯ ИКАР (Pegas Fly)
Пегас
702 21,4 1,6 15777
(2017 г.)
59
(2017 г.)
12 НАО АВИАКОМПАНИЯ РОЯЛ ФЛАЙТ
Роял
603 10,5 1,3 15394
(2017 г.)
44
(2017 г.)
13 ПАО АВИАКОМПАНИЯ АВРОРА
Аврора
588 3,3 1,3 17491
(2017 г.)
211
(2017 г.)
14 ПАО АТК ЯМАЛ
Ямал
509 -17,0 1,1 19838
(2018 г.)
13
(2018 г.)
15 НАО НОРДАВИА
Нордавиа
461 36,2 1,0 6947
(2017 г.)
1
(2017 г.)
Топ-15 авиакомпаний 41773 13,1 93,1 - -
Всего 44887 12,3 100 - -

При столь впечатляющих показателях прироста числа пассажиров отрасль сталкивается с большими трудностями:

  • Высокая себестоимость перевозок. Рост цен на керосин и обслуживание в аэропортах, вынуждает компании увеличивать цены на билеты для снижения издержек. Однако резко поднять цены нет возможности из-за снижения платежеспособного спроса и высокой конкуренции на рынке.
  • Обновление авиапарка. Для большинства компаний существует проблема обновления авиапарка, который постепенно исчерпывает свой ресурс. Многие перевозчики берут суда в лизинг, а не приобретают в собственность. При колебании курса рубля увеличивается риск удорожания платежей, эмитированных в валюте.
  • Обучение летного персонала. В сохранившихся авиационных училищах недостаточный уровень подготовки, компании вынуждены за свой счет переподготавливать пилотов. Кроме того, профессионалы своего дела стремятся устроиться работать в ведущие зарубежные авиакомпании, где уровень оплаты труда на порядок выше.