Статья
Гражданское судостроение ждут перемены

За последние двадцать лет тоннаж морского транспортного флота под флагом РФ снизился более чем на 80%. Устаревший парк (более 20 лет службы) флота гражданского назначения России составляет около 75%. При этом средний возраст судов превысил, по разным оценкам, 18-25 лет.

Возрастная структура морского флота гражданского назначения России
Возраст судов 0 - 5 лет 6 - 10 лет 11 - 15 лет 16 - 20 лет 21 - 25 лет 26 - 30 лет более 30 лет
Всего судов, ед. 170 93 67 363 727 590 740
Рыболовные 4 17 29 180 260 202 203
Суда для генгруза 26 12 12 74 174 134 158
Нефтеналивные 45 28 9 34 65 72 81
Буксиры 59 27 6 18 57 43 109
Рефрижераторные суда   27 51 34 25
Прочие суда 8 4 2 4 31 23 62
Научно-исследовательские 3 1 1 4 24 20 23
Пассажирские суда 1 3 8 13 15 9
Рыбопромысловые базы и рыботранспортные суда 11 14 6 7
Суда обеспечения, обслуживающие суда 14 2 10 9 3
 Ледоколы 6 1 1 3 5 18
Нефтенавалочные и нефтерудовозы 1 5 11
Наливные прочие суда 2 1 9 3 10
Рудовозы и навалочные суда 5   8 5
Земснаряды 4 2 5
Грузопассажирские суда 2 2 5
Контейнерные, баржевозы, доковые суда 5 1 2

 • По данным Федерального агентства морского и речного транспорта, оценки Credinform

Кроме того, отмечается ежегодное снижение в среднем на 2-3% пригодных к эксплуатации судов на водном внутреннем транспорте. В самой же структуре парка годных судов, по подсчетам экспертов Credinform, наибольшая доля принадлежит самоходным нетранспортным судам – 24,4%, вторую позицию занимают буксиры – 23,8%, третью – несамоходные сухогрузы – 20,1%. 

Стоит также отметить, что недостатки законодательной базы, трудности во взаимоотношениях с банковскими структурами при получении кредитов, обременительные налоги приводят к тому, что российским судовладельцам выгоднее строить суда на зарубежных верфях, регистрировать их в оффшорах и эксплуатировать под чужим флагом.

В настоящее время предполагается, что в результате предпринятых Правительством ряда мер по стимулированию развития отечественного  судостроения, среди которых принятие "Морской доктрины РФ на период до 2020 года" и реализация государственной программы "Развитие судостроения на 2013-2030 годы", сложившаяся ситуация в сфере гражданского судостроения изменится в лучшую сторону.

В целом, сегодня общий российский объем производства во много раз меньше, чем строит одна современная зарубежная верфь. В настоящее время в области гражданского судостроения по общему дедвейту заказанных судов Россия занимает "нишу" примерно в 0,5% от суммарного объема заказов трех лидеров мирового судостроения (Япония, Ю.Корея, Китай). 

Рэнкинг
Соотношение заемных и собственных средств производителей мяса и мясопродуктов в Северо-Западном федеральном округе

Информационное агентство Крединформ подготовило рэнкинг «Соотношение заемных и собственных средств производителей мяса и мясопродуктов Северо-Западного Федерального Округа». Для данного рэнкинга нами были отобраны крупнейшие по объему выручки производители мяса и мясопродуктов в СЗФО, затем данные производители были ранжированы по показателю «коэффициент соотношения заемных и собственных средств».

Указанный финансовый показатель относится к коэффициентам финансовой устойчивости и характеризует структуру пассивов. Данные показатели интересны, в первую очередь, для долгосрочных кредиторов, т. к. они характеризуют способность фирмы погасить свои долгосрочные обязательства. В частности, рассматриваемый показатель – соотношение заемных и собственных средств – является отношением суммарных заемных средств к величине собственного капитала и демонстрирует, сколько единиц заемных средств привлекло предприятие на каждую единицу собственных источников финансирования. Рекомендуемое значение для рассматриваемого показателя меньше 1. При этом соотношение заемных и собственных средств не должно быть отрицательным. Именно значение коэффициента в интервале от 0 до 1 является одним из показателей высокой способности компании отвечать по своим обязательствам.

Индекс платёжеспособности и соотношение заёмных и собственных средств наиболее крупных по обороту производители мяса и мясопродуктов
Наименование ИНН Оборот за 2011, млн.руб. Соотношение заёмных и собственных средств Индекс платежеспособности ГЛОБАС-i®
1 ОАО Череповецкий мясокомбинат 3528008290
1 570,94
0,123 151 (наивысший)
2 ЗАО Боровичский мясокомбинат 5320013625 365,76 0,246 175 (наивысший)
3 ООО ПсковМясоПром 6027054607 1 083,08 0,319 211 (высокий)
4 ЗАО Вологодский мясокомбинат 3525070130 1 075,44 0,797 189 (наивысший)
5 ОАО Мясопродукты 8300030240 451,67 1,054 241 (высокий)
6 ООО Мясоперерабатывающий цех Апрель 2902059101 1 083,18 2,006 301 (удовлетворительный)
7 ООО Пит-Продукт 4703058668 4 845,76 3,089 304 (удовлетворительный)
8 ООО ПК Петербурженка 7811086001 497,22 4,272 265 (высокий)
9 ООО ПРОДУКТЫ ПИТАНИЯ КОМБИНАТ 3907025066 1 574,22 4,304 262 (высокий)
10 ООО Мясокомбинат Всеволожский 4703108044 3 233,21 508,663 300 (удовлетворительный)
 

Из первой десятки наиболее крупных по обороту компаний в норматив по соотношению собственных и заёмных средств уложились только 4 (ОАО Череповецкий мясокомбинат, ЗАО Боровичский мясокомбинат, ООО ПсковМясоПром и ЗАО Вологодский мясокомбинат). Всем этим компаниям Агентством Крединформ был присвоен наивысший и высокий индекс платёжеспособности, что подтверждает их способность своевременно и в полном объёме погашать долговые обязательства.

Показатель соотношения заёмных и собственных средств ОАО Мясопродукты превышает заданный норматив, однако остальные финансовые показатели говорят о высоком уровне платёжеспособности компании, что и подтверждается Индексом ГЛОБАС-i. Аналогичная ситуация с ООО Продовольственная компания Петербурженка и ООО ПРОДУКТЫ ПИТАНИЯ КОМБИНАТ.

ООО Мясоперерабатывающий цех Апрель и ООО Пит-Продукт также превысили рекомендуемое значение соотношения собственных и заёмных средств, таким образом, на единицу собственных источников финансирования компании привлекают в 2 и в 3 раза больше единиц заёмных средств. Однако ООО Мясокомбинат Всеволожский привлекает ещё больше – 509 единиц кредитных средств, что и подтверждается удовлетворительным индексом платёжеспособности, говорящем о среднем риске невыполнения финансовых обязательств. 

Для сохранения рыночной устойчивости и обеспечения возможностей для дальнейшего развития данным предприятиям необходимо больше внимания уделять соотношению заемных и собственных средств, а также более эффективно управлять своей долговой нагрузкой.