За последние двадцать лет тоннаж морского транспортного флота под флагом РФ снизился более чем на 80%. Устаревший парк (более 20 лет службы) флота гражданского назначения России составляет около 75%. При этом средний возраст судов превысил, по разным оценкам, 18-25 лет.
Возраст судов | 0 - 5 лет | 6 - 10 лет | 11 - 15 лет | 16 - 20 лет | 21 - 25 лет | 26 - 30 лет | более 30 лет |
Всего судов, ед. | 170 | 93 | 67 | 363 | 727 | 590 | 740 |
Рыболовные | 4 | 17 | 29 | 180 | 260 | 202 | 203 |
Суда для генгруза | 26 | 12 | 12 | 74 | 174 | 134 | 158 |
Нефтеналивные | 45 | 28 | 9 | 34 | 65 | 72 | 81 |
Буксиры | 59 | 27 | 6 | 18 | 57 | 43 | 109 |
Рефрижераторные суда | 0 | 0 | 27 | 51 | 34 | 25 | |
Прочие суда | 8 | 4 | 2 | 4 | 31 | 23 | 62 |
Научно-исследовательские | 3 | 1 | 1 | 4 | 24 | 20 | 23 |
Пассажирские суда | 0 | 1 | 3 | 8 | 13 | 15 | 9 |
Рыбопромысловые базы и рыботранспортные суда | 0 | 0 | 0 | 11 | 14 | 6 | 7 |
Суда обеспечения, обслуживающие суда | 14 | 0 | 2 | 0 | 10 | 9 | 3 |
Ледоколы | 6 | 1 | 0 | 1 | 3 | 5 | 18 |
Нефтенавалочные и нефтерудовозы | 0 | 0 | 0 | 1 | 5 | 11 | 0 |
Наливные прочие суда | 0 | 2 | 0 | 1 | 9 | 3 | 10 |
Рудовозы и навалочные суда | 5 | 0 | 0 | 0 | 8 | 5 | |
Земснаряды | 0 | 0 | 0 | 0 | 4 | 2 | 5 |
Грузопассажирские суда | 0 | 0 | 0 | 0 | 2 | 2 | 5 |
Контейнерные, баржевозы, доковые суда | 0 | 0 | 0 | 0 | 5 | 1 | 2 |
• По данным Федерального агентства морского и речного транспорта, оценки Credinform
Кроме того, отмечается ежегодное снижение в среднем на 2-3% пригодных к эксплуатации судов на водном внутреннем транспорте. В самой же структуре парка годных судов, по подсчетам экспертов Credinform, наибольшая доля принадлежит самоходным нетранспортным судам – 24,4%, вторую позицию занимают буксиры – 23,8%, третью – несамоходные сухогрузы – 20,1%.
Стоит также отметить, что недостатки законодательной базы, трудности во взаимоотношениях с банковскими структурами при получении кредитов, обременительные налоги приводят к тому, что российским судовладельцам выгоднее строить суда на зарубежных верфях, регистрировать их в оффшорах и эксплуатировать под чужим флагом.
В настоящее время предполагается, что в результате предпринятых Правительством ряда мер по стимулированию развития отечественного судостроения, среди которых принятие "Морской доктрины РФ на период до 2020 года" и реализация государственной программы "Развитие судостроения на 2013-2030 годы", сложившаяся ситуация в сфере гражданского судостроения изменится в лучшую сторону.
В целом, сегодня общий российский объем производства во много раз меньше, чем строит одна современная зарубежная верфь. В настоящее время в области гражданского судостроения по общему дедвейту заказанных судов Россия занимает "нишу" примерно в 0,5% от суммарного объема заказов трех лидеров мирового судостроения (Япония, Ю.Корея, Китай).
Информационное агентство Крединформ подготовило рэнкинг «Соотношение заемных и собственных средств производителей мяса и мясопродуктов Северо-Западного Федерального Округа». Для данного рэнкинга нами были отобраны крупнейшие по объему выручки производители мяса и мясопродуктов в СЗФО, затем данные производители были ранжированы по показателю «коэффициент соотношения заемных и собственных средств».
Указанный финансовый показатель относится к коэффициентам финансовой устойчивости и характеризует структуру пассивов. Данные показатели интересны, в первую очередь, для долгосрочных кредиторов, т. к. они характеризуют способность фирмы погасить свои долгосрочные обязательства. В частности, рассматриваемый показатель – соотношение заемных и собственных средств – является отношением суммарных заемных средств к величине собственного капитала и демонстрирует, сколько единиц заемных средств привлекло предприятие на каждую единицу собственных источников финансирования. Рекомендуемое значение для рассматриваемого показателя меньше 1. При этом соотношение заемных и собственных средств не должно быть отрицательным. Именно значение коэффициента в интервале от 0 до 1 является одним из показателей высокой способности компании отвечать по своим обязательствам.
№ | Наименование | ИНН | Оборот за 2011, млн.руб. | Соотношение заёмных и собственных средств | Индекс платежеспособности ГЛОБАС-i® |
1 | ОАО Череповецкий мясокомбинат | 3528008290 | 1 570,94 |
0,123 | 151 (наивысший) |
2 | ЗАО Боровичский мясокомбинат | 5320013625 | 365,76 | 0,246 | 175 (наивысший) |
3 | ООО ПсковМясоПром | 6027054607 | 1 083,08 | 0,319 | 211 (высокий) |
4 | ЗАО Вологодский мясокомбинат | 3525070130 | 1 075,44 | 0,797 | 189 (наивысший) |
5 | ОАО Мясопродукты | 8300030240 | 451,67 | 1,054 | 241 (высокий) |
6 | ООО Мясоперерабатывающий цех Апрель | 2902059101 | 1 083,18 | 2,006 | 301 (удовлетворительный) |
7 | ООО Пит-Продукт | 4703058668 | 4 845,76 | 3,089 | 304 (удовлетворительный) |
8 | ООО ПК Петербурженка | 7811086001 | 497,22 | 4,272 | 265 (высокий) |
9 | ООО ПРОДУКТЫ ПИТАНИЯ КОМБИНАТ | 3907025066 | 1 574,22 | 4,304 | 262 (высокий) |
10 | ООО Мясокомбинат Всеволожский | 4703108044 | 3 233,21 | 508,663 | 300 (удовлетворительный) |
Из первой десятки наиболее крупных по обороту компаний в норматив по соотношению собственных и заёмных средств уложились только 4 (ОАО Череповецкий мясокомбинат, ЗАО Боровичский мясокомбинат, ООО ПсковМясоПром и ЗАО Вологодский мясокомбинат). Всем этим компаниям Агентством Крединформ был присвоен наивысший и высокий индекс платёжеспособности, что подтверждает их способность своевременно и в полном объёме погашать долговые обязательства.
ООО Мясоперерабатывающий цех Апрель и ООО Пит-Продукт также превысили рекомендуемое значение соотношения собственных и заёмных средств, таким образом, на единицу собственных источников финансирования компании привлекают в 2 и в 3 раза больше единиц заёмных средств. Однако ООО Мясокомбинат Всеволожский привлекает ещё больше – 509 единиц кредитных средств, что и подтверждается удовлетворительным индексом платёжеспособности, говорящем о среднем риске невыполнения финансовых обязательств.
Для сохранения рыночной устойчивости и обеспечения возможностей для дальнейшего развития данным предприятиям необходимо больше внимания уделять соотношению заемных и собственных средств, а также более эффективно управлять своей долговой нагрузкой.