Рэнкинг
Коэффициент общей ликвидности крупнейших автодилеров России

Информационное агентство Credinform предлагает рэнкинг автодилеров России. ТОП-10 крупнейших компаний по объему годовой выручки за последний имеющийся в органах государственной статистики отчетный период (2014 г.) был ранжирован по коэффициенту общей ликвидности (Таблица 1).  

Коэффициент общей ликвидности (х) (коэффициент покрытия) рассчитывается как отношение суммы оборотных средств компании к краткосрочным обязательствам и показывает достаточность средств предприятия для погашения краткосрочных обязательств.

Рекомендуемое значение от 1,0 до 2,0. Значение показателя меньше 1 свидетельствует о превышении краткосрочных обязательств над текущими оборотными средствами. 

Для получения наиболее полного и объективного представления о финансовом состоянии предприятия необходимо обращать внимание не только на соответствие нормативным значениям, но и на всю совокупность финансовых показателей и коэффициентов компании.

Таблица 1. Чистая прибыль, выручка, индекс платежеспособности Глобас-i крупнейших автодилеров России (ТОП-10)
Наименование, ИНН, регионЧистая прибыль 2014 г., тыс. руб.Выручка 2014 г., тыс. руб.Выручка 2014 г. к 2103 г., %Коэффициент общей ликвидности, (х)Индекс платежеспособности Глобас-i
ООО МАЗДА МОТОР РУС
ИНН 7743580770,
г. Москва
2 775 897 43 119 554 120 3,39 151  Наивысший
НАО АВИЛОН АВТОМОБИЛЬНАЯ ГРУППА
ИНН 7705133757,
г. Москва
1 305 918 52 596 319 114 2,06 163 Наивысший
ООО ТОЙОТА МОТОР
ИНН 7710390358,
Московская область
4 019 401 248 627 531 108 1,74 207 Высокий
ООО ММС РУС
ИНН 7715397999,
г. Москва
1 510 594 77 580 644 108 1,67 208 Высокий
ООО ХЕНДЭ МОТОР СНГ
ИНН 7703623202,
г. Москва
1 227 890 124 843 324 112 1,61 238 Высокий
ООО РОЛЬФ
ИНН 5047059383,
Московская область
2 732 356 89 443 332 132 1,48 190 Наивысший
НАО МЕРСЕДЕС-БЕНЦ РУС
ИНН 7707016368,
г. Москва
5 720 774 147 624 280 123 1,34 205 Высокий
ООО БМВ РУСЛАНД ТРЕЙДИНГ
ИНН 7712107050,
г. Москва
-1 002 893 87 607 721 108 1,03 263 Высокий
ООО КИА МОТОРС РУС
ИНН 7728674093,
г. Москва
-8 202 055 126 362 972 104 1,02 282 Высокий
НАО ВОЛЬВО ВОСТОК
ИНН 5032048798,
Калужская область
-144 541 33 477 074 90 1,02 279 Высокий

Значения коэффициента общей ликвидности компаний ТОП-10 находятся в интервале от 3,39 до 1,02, что удовлетворяет нижней границе рекомендуемых значений. Среднее значение коэффициента десяти крупнейших автодилеров в 2014 г. составило 1,64 при среднеотраслевом значении 1,28. 

Всем компаниям ТОП-10 был присвоен наивысший и высокий индекс платежеспособности Глобас-i, что характеризует их как финансово устойчивые.

Первые две строчки рэнкинга занимают ООО МАЗДА МОТОР РУС и НАО АВИЛОН АВТОМОБИЛЬНАЯ ГРУППА с коэффициентами общей ликвидности, превышающими верхнюю границу рекомендуемых значений, т.к. оборотные активы этих предприятий значительно превышают краткосрочные обязательства. Лидерами рэнкинга по итогам 2013 г. были ООО Ягуар Ленд Ровер и ООО Хонда Мотор Рус с показателями коэффициента 3,28 и 2,87 соответственно. Эти две компании в ТОП-10 по итогам 2014 г. не попали.

Рисунок 1. Выручка и коэффициент общей ликвидности за 2014 г. крупнейших автодилеров России (ТОП-10)

Годовая выручка компаний из списка ТОП-10 по итогам 2014 г. составила 1 031 млрд руб., что выше суммарного показателя в предыдущем периоде на 12%. Однако, показатели чистой прибыли этих компаний демонстрируют отрицательную динамику. Так, суммарная чистая прибыль компаний ТОП-10, составившая в 2014 г. 9,9 млрд руб., снизилась на 53% относительно предыдущего года. Только четырем компаниям из десяти (ООО МАЗДА МОТОР РУС, ООО ММС РУС, ООО РОЛЬФ, НАО МЕРСЕДЕС-БЕНЦ РУС) удалось в 2014 г. увеличить чистую прибыль. Остальные продемонстрировали снижение или даже чистый убыток.

С учетом возросшей инфляции и снижения платежеспособного спроса, отрасль в целом демонстрирует негативную динамику. Для иллюстрации можно привести данные Росстата о запасах легковых автомобилей в организациях торговли в сопоставлении с  данными об объемах оптовых продаж пассажирских автомобилей, включая легковые автомобили, микроавтобусы, специальные пассажирские автомобили и т.п. (Рисунок 2.)

Рисунок 2.  Запасы легковых автомобилей в организациях торговли (Ряд 1, млн штук) и объем оптовых продаж пассажирских автомобилей (Ряд 2, трлн рублей)

Запасы легковых автомобилей в организациях торговли и объем оптовых продаж пассажирских автомобилей

Анализ данных показывает, что в 2015 г. произошел троекратный рост запасов автомобилей в торговле при почти 40% снижении объемов продаж в денежном исчислении.

Для автодилеров характерна высокая концентрация компаний в г. Москве – крупнейшем в стране финансовом центре. Этот факт подтверждается данными Информационно-аналитической системы Глобас-i  о распределении зарегистрированных по регионам 100 крупнейших по объему выручки за 2014 г. компаний отрасли (ТОП-7 Регионов):

г. Москва - 51

Московская область - 18

Санкт-Петербург - 7

Краснодарский край - 3

Нижегородская область - 3

Новосибирская область - 3

Свердловская область - 3

Статья
О сложностях решений в экономической политике

По итогам первого квартала 2016 года замедлился спад экономики России. Данная тенденция наблюдается с середины 2015 года и, как видно, сохранилась в первом квартале 2016 года. Этот факт позволил главе Минэкономразвития заявить, что экономика России вышла из рецессии еще в 3-м квартале 2015 года. По оценкам ведомства, ВВП в первом квартале 2016 года, с исключением сезонного фактора, снизился всего лишь на 0,2% по сравнению с четвертым кварталом 2015 года и это лучше, чем предполагалось.

Ожидается, что промышленное производство покажет положительный результат на конец текущего года. Из отраслей надежды возлагаются на пищевую промышленность, нефте- и газохимию, производство минеральных удобрений, определенных видов оборудования. Несмотря на позитивные ожидания, не всё так однозначно: казалось бы, повышение сальдированной прибыли компаний в 2015 году на 53% должно было стать толчком экономического роста, однако инвестиционные вложения при этом упали и продолжают снижаться. 

Считается, что наметив и добившись конкретных конечных целей, например: достигнуть инфляции в 4%, удержать дефицит бюджета на уровне 3% ВВП, раздать денежные средства нуждающимся путем эмиссии, можно получить успех. Однако, как показывает практическая ситуация, ни ужесточение монетарной политики (жесткий контроль расходов и доходов бюджета), ни вливание эмиссионных денежных средств не толкнут в рост экономику России. 

Как отмечают специалисты, нужна «сложная и умная экономическая политика» и Минэкономразвития видит ее реализацию через решение следующих масштабных задач:

1. Создание инвестиционного ресурса. 

Здесь подразумеваются не столько условия для вложения инвестиций, сколько формирование среды для снижения издержек компаниями, в результате чего будет повышаться их доход. Первыми шагами должны стать ограничение тарифов монополий и снижение административных издержек бизнеса.

2. Направление средств ресурса на реальное инвестирование.

При решении данной задачи серьезное опасение вызывает использование выделенных ресурсов в иных целях, например, вывод их за рубеж, что попадает под понятие «отток капитала» или «складирование» на своих счетах, что приведет к росту краткосрочных активов. Такой ситуации можно избежать при высоком уровне доверия между бизнесом и госорганами, а также улучшения бизнес-климата в целом.

3. Применение специальных инструментов поддержки.

В качестве таких инструментов рассматриваются проектное финансирование, государственно-частное партнерство. Под проектным финансированием понимается целевой кредит на реализацию инвестиционного проекта, при этом возврат выделенных средств происходит из денежных доходов, полученных в ходе его развития. Государственно-частное партнерство – с одной стороны, это форма взаимодействия государства и бизнеса, с другой стороны, это совместные финансовые вложения на взаимовыгодных условиях для решения значимых задач. 

4. Формирование спроса на продукцию российских компаний. 

Внутренний спрос на отечественную продукцию предлагается формировать за счет поддержки проектов импортозамещения, внешний – путем поддержки не сырьевого экспорта.

Проведение ответственной макроэкономической политики, реализация внутренних структурных преобразований, снижение барьеров для бизнеса, предсказуемость фискальной нагрузки, развитие рынка капитала, защита прав собственности, не повышение налогов, сокращение бюджетных расходов, сдержанность роста тарифов - все это, как ожидается, должно стимулировать рост экономики.