В 2021 г. из-за с дефицита морских судов и контейнеров возникли сложности в перемещении товаров из Китая в Европу. Часть грузопотока переключилась на автомобильный транспорт, что привело к удорожанию перевозок из Приморья в европейскую часть России. Итоги 2021 г. позднее покажут насколько эта ситуация могла повлиять на положение дел в отрасли в целом, где в период 2011 - 2020 гг. наблюдались положительные тенденции развития.
Среди которых: наращивание размеров чистых активов и выручки, значительная доля малых предприятий в общем объеме выручки, высокий уровень конкуренции, рост рентабельности инвестиций.
Наиболее значимой негативной тенденцией является рост чистых убытков за последние пять лет.
Для анализа деятельности в данной сфере Информационным агентством Credinform Системе Глобас были отобраны крупнейшие по объему годовой выручки за последние имеющиеся в органах государственной статистики и Федеральной налоговой службы отчетные периоды (2015 – 2020 гг.) компании, занимающиеся перевозками грузов наземным транспортом (ТОП-1000).
Чистые активы - показатель, отражающий реальную стоимость имущества предприятия, рассчитывается ежегодно как разность между активами на балансе предприятия и его долговыми обязательствами. Показатель чистых активов является отрицательным (недостаточность имущества), если задолженность предприятия превышает стоимость его имущества.
Крупнейшей компанией отрасли по размеру чистых активов является ООО ГАЗПРОМНЕФТЬ - СНАБЖЕНИЕ, ИНН 5501072608, Омская область. В 2020 г. чистые активы составляли почти 5,8 млрд руб.
Наименьшим размером чистых активов в ТОП-1000 обладало ООО ВСФ ЛОГИСТИК, ИНН 5009061039, Московская область, признано несостоятельным (банкротом) и в отношении него 06.03.2020 открыто конкурсное производство. Недостаточность имущества в 2020 г. выражалась отрицательной величиной -378 млн руб.
За десятилетний период средние отраслевые показатели размеров чистых активов и темпов их прироста имеют тенденции к увеличению (Рисунок 1).
Доли компаний с недостаточностью имущества в ТОП-1000 в течение пяти лет имели позитивную тенденцию к снижению. (Рисунок 2).
Выручка от реализации
Объем выручки десяти ведущих компаний в 2020 г. составил 22% от суммарной выручки компаний ТОП-1000. (Рисунок 3). Это свидетельствует об относительно высоком уровне конкуренции в отрасли.
В течение десяти лет средние отраслевые показатели объемов выручки увеличиваются и темпы их прироста год к году увеличиваются. (Рисунок 4).
Прибыль и убытки
Крупнейшей компанией ТОП-1000 по размеру чистой прибыли в 2020 г. является ООО ВЕСТЕРН ПЕТРОЛЕУМ ТРАНСПОРТЭЙШН, ИНН 7705486752, г. Москва. Прибыль составила 1,1 млрд руб.
За десятилетний период показатели средних отраслевых размеров прибыли и темпов их прироста от года к году имеют тенденции к росту. (Рисунок 5).
За пятилетний период средние отраслевые значения показателей чистой прибыли имеют разнонаправленные тенденции к увеличению. (Рисунок 6).
Основные финансовые коэффициенты
За десятилетний период средние отраслевые показатели коэффициента общей ликвидности находились в интервале рекомендуемых значений - от 1,0 до 2,0, с тенденцией к некоторому снижению. (Рисунок 7).
Коэффициент общей ликвидности (отношение суммы оборотных средств к краткосрочным обязательствам) - показывает достаточность средств организации для погашения своих краткосрочных обязательств.
В течение десяти лет, средние отраслевые показатели коэффициента рентабельности инвестиций демонстрировали тенденцию к росту. (Рисунок 8).
Коэффициент рассчитывается как отношение чистой прибыли к сумме собственного капитала и долгосрочных обязательств и демонстрирует отдачу от вовлеченного в коммерческую деятельность собственного капитала и долгосрочно привлеченных средств организации.
Коэффициент оборачиваемости активов - рассчитывается как отношение выручки от реализации к средней величине совокупных активов за период и характеризует эффективность использования всех имеющихся ресурсов, независимо от источников их привлечения. Коэффициент показывает, сколько раз за год совершается полный цикл производства и обращения, приносящий прибыль.
За десятилетний период средние отраслевые показатели данного коэффициента деловой активности имели тенденцию к снижению (Рисунок 9).
Малый бизнес
86% компаний ТОП-1000 зарегистрированы в Едином реестре субъектов малого и среднего предпринимательства Федеральной налоговой службы РФ. При этом доля их выручки в общем объеме ТОП-100 в 2020 г. составляет 41%, что в два раза выше средних показателей по стране в 2018 - 2019 гг. (Рисунок 10).
Основные регионы деятельности
Компании ТОП-1000 зарегистрированы в 78 регионах (89% субъектов РФ) и распределены по территории страны неравномерно. Почти 61% от общего объема выручки 2020 г. компаний ТОП-1000 сосредоточены в десяти регионах (Рисунок 11).
Скоринг бухгалтерской отчетности
Оценка финансового положения компаний ТОП-1000 показывает, что наибольшая часть из них находится в среднем финансовом положении. (Рисунок 12).
Индекс платежеспособности Глобас
Подавляющей части компаний ТОП-1000 присвоен наивысший и высокий Индекс платежеспособности Глобас. Это свидетельствует об их способности в полной мере отвечать по своим долговым обязательствам (Рисунок 13).
Вывод
Комплексная оценка деятельности крупнейших компаний автомобильного грузового транспорта свидетельствует о преобладании положительных тенденций в их деятельности в период с 2011 по 2020 гг. (Таблица 1).
Тенденции и факторы оценки | Удельный вес фактора, % |
Динамика среднего размера чистых активов | 10 |
Темп прироста (снижения) среднего размера чистых активов | 10 |
Рост / снижение доли предприятий с отрицательными значениями чистых активов | 10 |
Уровень монополизации / конкуренции | 10 |
Динамика среднего размера выручки | 10 |
Темп прироста (снижения) среднего размера выручки | 10 |
Динамика среднего размера прибыли (убытка) | 10 |
Темп прироста (снижения) среднего размера прибыли (убытка) | 10 |
Рост / снижение средних размеров чистой прибыли | 10 |
Рост / снижение средних размеров чистого убытка | -10 |
Рост / снижение средних значений коэффициента общей ликвидности | -5 |
Рост / снижение средних значений коэффициента рентабельности инвестиций | 10 |
Рост / снижение средних значений коэффициента оборачиваемости активов, раз | -10 |
Доля малого и среднего бизнеса в объеме выручки более 20% | 10 |
Региональная концентрация | -10 |
Финансовое положение (наибольшая доля) | 5 |
Индекс платежеспособности Глобас (наибольшая доля) | 10 |
Среднее значение удельного веса факторов | 5,3 |
положительная тенденция (фактор), отрицательная тенденция (фактор)
В 2022 г. вступают в силу Федеральные законы, принятые в прошедшем году и касающиеся раскрытия информации иностранными компаниями, применения единого налогового платежа, контрактной системы в сфере закупок, туристической деятельности.
Федеральным законом от 20.04.2021 №100-ФЗ в Налоговый кодекс РФ с 1 января 2022 г. внесены изменения обязывающие иностранные компании, действующие на территории России, раскрывать сведения о своих участниках, бенефициарах, управляющих, в том числе о косвенном участии физических лиц или публичных компаний, при условии, если доля их прямого или косвенного участия в иностранной организации превышает 5%.
С 1 июля по 31 декабря 2022 г. юридические лица и индивидуальные предприниматели смогут применять единый налоговый платеж. Согласно Федеральному закону от 29.11.2021 №379-ФЗ в этот период будет возможно применение особого порядка уплаты налогов, сборов, страховых взносов, пеней и штрафов, путем перечисления единого налогового платежа на счет Федерального казначейства.
Федеральным законом от 02.07.2021 №360-ФЗ с 1 января 2022 г. внесены существенные изменения в Федеральный закон от 18.07.2011 №223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» и Федеральный закон от 05.04.2013 №44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд».
Федеральным законом от 24.03.2021 №48-ФЗ внесены изменения в Федеральный закон «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации». Согласно принятым поправкам с 1 января 2022 г. в России будет действовать Единый федеральный реестр турагентов, субагентов.
Федеральным законом от 05.04.2021 №64-ФЗ с 1 июля 2022 г. вводится административная ответственность за несоблюдение порядка ведения Единого федерального реестра турагентов.