В 2021 г. вступили силу Федеральные законы, касающиеся: изменений в административном, уголовном и налоговом законодательстве, сфер государственного контроля, лицензирования и аудита отчетности, создания новых информационных систем, деятельности иностранных компаний.
Административное и уголовное законодательство
Федеральным законом от 11.06.2021 №206-ФЗ внесены изменения в КоАП РФ, ужесточающие ответственность за разглашение информации ограниченного доступа и устанавливающие административную ответственность за незаконное получение информации с ограниченным доступом. Кроме этого, Федеральным законом от 11.06.2021 №216-ФЗ внесены изменения в ст. 183 и 320 УК РФ, уточняющие нормы о незаконном разглашении коммерческой, налоговой и банковской тайны, а также сведений о мерах безопасности в отношении должностных лиц правоохранительных или контролирующих органов.
Федеральная налоговая служба
Федеральным законом от 29.06.2012 №97-ФЗ с 1 января 2021 г. глава 26.3 Налогового кодекса РФ «Система налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности» признана утратившей силу. Юридические лица, платившие единый налог на вмененный доход (ЕНВД), вправе использовать в дальнейшем упрощенную систему налогообложения (УСН) как один из налоговых режимов, подразумевающий особый порядок уплаты налогов и ориентированный на малый и средний бизнес.
С 24 апреля 2021 г. вступил в силу Федеральный закон от 27.10.2020 №350-ФЗ с изменениями в статью 5 Федерального закона «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей». Законом уточнено содержание ЕГРЮЛ в отношении обществ с ограниченной ответственностью и акционерных обществ. Ряд сведений о юридических лицах и ИП теперь вносятся в ЕГРЮЛ регистрирующими органами самостоятельно. С 3 до 7 рабочих дней увеличен срок, в течение которого юридические лица и ИП обязаны уведомлять регистрирующие органы об изменении сведений, содержащихся в ЕГРЮЛ.
Федеральным законом от 23.11.2020 №374-ФЗ внесены изменения в части первую и вторую Налогового кодекса РФ и отдельные законодательные акты. К основным изменениям, касающимся юридических лиц, можно отнести:
- с 1 января 2021 г. установлено, что в отношении объекта налогообложения, прекратившего свое существование в связи с его гибелью или уничтожением, исчисление налога на имущество прекращается с 1-го числа месяца гибели или уничтожения объекта на основании соответствующего заявления, представленного налогоплательщиком в налоговый орган по собственному выбору;
- с 1 июля 2021 г. налоговые декларации будут считаться непредставленными в случаях установления фактов подписания налоговых деклараций неуполномоченными лицами или несоответствия показателей налоговых деклараций контрольным соотношениям. Для таких случаев установлены особенности прекращения и возобновления камеральных проверок.
Федеральным законом от 29.12.2020 №470-ФЗ в Налоговый Кодекс РФ внесены изменения предусматривающие значительное снижение критериев для проведения налогового мониторинга.
Федеральным законом от 17.02.2021 №6-ФЗ в статью 86 части I Налогового кодекса РФ внесено дополнение, обязывающее кредитные организации предоставлять налоговым органам документы по их запросам.
Поправками, внесенными Федеральным законом от 09.11.2020 №368-ФЗ, с 1 июля 2021 г. налоговые органы получили право заранее информировать налогоплательщиков о предстоящей приостановке операций по банковским счетам.
Бухгалтерская отчетность
Федеральным законом от 29.12.2020 №476-ФЗ в закон «Об аудиторской деятельности» внесены поправки, касающиеся условий осуществления аудита отчетности в обязательном порядке. С 1 января 2021 г. финансовые показатели, превышение пороговых значений которых является основанием для проведения обязательного аудита бухгалтерской отчетности увеличены, от обязанности проводить аудит бухгалтерской отчетности освобождены некоммерческие организации при соблюдении определенных условий.
Государственная статистика
Федеральным законом от 11.06.2021 №174-ФЗ с 1 сентября 2021 г. на Федеральную службу государственной статистики (Росстат) возложена обязанность по формированию Реестра групп предприятий. Приказом Росстата от 16.09.2021 №566 определен перечень сведений об инвестиционной деятельности юридических лиц, входящих в состав групп предприятий.
Государственный контроль, лицензирование
Согласно Федеральному закону от 31.07.2020 №247-ФЗ «Об обязательных требованиях в Российской Федерации» независимо от признания утратившими силу, не действующими на территории РФ или отмененными нормативных правовых актов в рамках "регуляторной гильотины", с 1 января 2021 г. при осуществлении государственного контроля не допускается оценка соблюдения обязательных требований, если они вступили в силу до 1 января 2020 г. Также установлено, что с 1 января 2021 г. несоблюдение требований, содержащихся в таких актах, не будет основанием для привлечения к административной ответственности, если они вступили в силу до 1 января 2020 года.
С 1 января 2021 г. при осуществлении государственного контроля, предоставлении лицензий и других разрешений, аккредитаций не допускается оценка соблюдения обязательных требований, содержащихся в официально не опубликованных нормативных правовых актах (за исключением требований, составляющих государственную тайну, относимых к законодательно охраняемым или к информации ограниченного доступа).
Указанные положения не применяются в сфере электроэнергетики, а также при реализации проектов государственно-частного партнерства с участием Российской Федерации.
Федеральным законом от 27.12.2019 №478-ФЗ с 1 января 2021 г. установлен переход к «реестровой модели» в сфере лицензирования, предполагающий прекращение предоставления лицензий в бумажном виде. Подтверждением наличия лицензий теперь являются записи о внесении в соответствующий реестр. Доступ к реестрам лицензий является открытым и общедоступным.
Федеральным законом от 30.12.2020 №493-ФЗ и Постановлением Правительства РФ от 26.04.2021 №652 создана публично-правовая компания "Единый регулятор азартных игр", которая призвана обеспечивать реализацию норм законодательства о государственном регулировании этой деятельности. В связи с этим, Постановлением Правительства РФ от 24.04.2021 №638 с 27 сентября 2021 г. утратили силу нормативные акты, обязывающие ФНС РФ осуществлять надзор в этой сфере деятельности.
Постановлением Правительства РФ от 02.04.2021 №528 утвержден порядок формирования, ведения, эксплуатации и развития единого реестра видов федерального государственного контроля (надзора), регионального государственного контроля (надзора) и муниципального контроля. С 1 июля 2021 г. проведение проверок возможно только при наличии соответствующих записей в Реестре, ведение которого возложено на Генеральную прокуратуру РФ.
Информационные системы
В соответствии с Федеральным законом от 25.12.2018 №488-ФЗ создана Государственная информационная система мониторинга за оборотом товаров, подлежащих обязательной маркировке средствами идентификации, где ведется учет и мониторинг следующих товаров: табачная продукция, меховые изделия, обувь, лекарства, фотокамеры (кроме кинокамер), фотовспышки и лампы-вспышки, шины и покрышки, одежда и постельное белье, духи и туалетная вода, кресла-коляски для инвалидов, велосипеды и велосипедные рамы, молочная продукция.
С 1 января 2021 г. оборот немаркированных товаров запрещен, а до 1 февраля 2021 г. все участники оборота были обязаны промаркировать не реализованные товарные остатки.
Федеральным законом от 28.06.2021 №219-ФЗ с 1 июля 2021 г. внесены изменения в Закон РФ «О занятости населения в Российской Федерации». Работодатели всех правовых форм собственности, органы государственной и муниципальной власти, государственные и муниципальные учреждения, унитарные предприятия, организации с государственным участием обязаны размещать на Единой цифровой платформе в сфере занятости и трудовых отношений «Работа в России» ряд сведений.
Иностранные компании
Федеральным законом от 24.02.2021 №27-ФЗ внесены изменения в статью 21 ФЗ «Об иностранных инвестициях в Российской Федерации», касающиеся правил аккредитации филиалов и представительств иностранных юридических лиц.
Федеральным законом от 01.07.2021 №236-ФЗ с 1 июля 2021 г. для иностранных лиц установлен порядок и определены условия деятельности в сети Интернет на территории России с использованием информационных ресурсов, аудитория которых составляет более 500 тысяч российских пользователей в сутки.
Прошедшая Конференция ООН по изменению климата (COP26) закончилась принятием компромиссных документов. Ранее планировалось зафиксировать формулировку о поэтапном отказе от энергии, получаемой за счет угля. Однако, в итоговом тексте зафиксировано лишь «поэтапное сокращение». Это говорит о невозможности отказа от использования угля в качестве одного из основных видов топлива и сохранении перспективы России, как мирового поставщика угля.
Угледобывающая промышленность страны, испытывая сложности, связанные с обеспечением безопасности проводимых работ, продолжает развиваться.
Среди положительных тенденций крупнейших предприятий отрасли за последние 10 лет отмечается наращивание размеров чистых активов и выручки, рост рентабельности инвестиций, сохраняющийся положительный индекс промышленного производства за последние 12 месяцев.
В числе наиболее значимых негативных тенденций отмечаются: высокий уровень монополизации, нестабильность показателей прибыли и увеличение убыточности, что приводит к снижению финансовой устойчивости предприятий.
Для анализа тенденций деятельности в данной сфере Информационным агентством Credinform в Системе Глобас были отобраны крупнейшие по объему годовой выручки за последние имеющиеся в органах государственной статистики и Федеральной налоговой службы отчетные периоды (2015 – 2020 гг.) компании, занимающиеся добычей и обогащением угля и антрацита (ТОП-100).
Чистые активы - показатель, отражающий реальную стоимость имущества предприятия, рассчитывается ежегодно как разность между активами на балансе предприятия и его долговыми обязательствами. Показатель чистых активов является отрицательным (недостаточность имущества), если задолженность предприятия превышает стоимость его имущества.
Крупнейшей компанией отрасли по размеру чистых активов является НАО МЕЖДУРЕЧЬЕ, ИНН 4214000252, Кемеровская область - Кузбасс. В 2020 г. чистые активы составляли более 65 млрд руб.
Наименьшим размером чистых активов в ТОП-100 обладало НАО УГОЛЬНАЯ КОМПАНИЯ ЮЖНАЯ, ИНН 4214021365, Кемеровская область - Кузбасс. Недостаточность имущества в 2020 г. выражалась отрицательной величиной -69 млрд руб.
За десятилетний период средние отраслевые показатели размеров чистых активов и темпов их прироста имеют тенденции к увеличению (Рисунок 1).
Доли компаний с недостаточностью имущества в ТОП-100 в течение пяти лет имели позитивную тенденцию к снижению. (Рисунок 2).
Выручка от реализации
Объем выручки десяти ведущих компаний в 2020 г. составил 46% от суммарной выручки компаний ТОП-100. (Рисунок 3). Это свидетельствует о высоком уровне монополизации в отрасли.
В течение десяти лет средние отраслевые показатели объемов выручки увеличиваются, а темпы их прироста год к году снижаются. (Рисунок 4).
Прибыль и убытки
Крупнейшей компанией ТОП-100 по размеру чистой прибыли в 2020 г. является АО ХОЛДИНГОВАЯ КОМПАНИЯ ЯКУТУГОЛЬ, ИНН 1434026980, Республика Саха (Якутия). Прибыль составила почти 38 млрд руб.
За десятилетний период показатели средних отраслевых размеров прибыли имеют тенденцию к росту, несмотря на убытки в течение четырех периодов. (Рисунок 5).
За пятилетний период средние отраслевые значения показателей чистой прибыли снижаются, а чистого убытка - увеличиваются (Рисунок 6).
Основные финансовые коэффициенты
За десятилетний период средние отраслевые показатели коэффициента общей ликвидности находились в основном ниже интервала рекомендуемых значений - от 1,0 до 2,0, с тенденцией к снижению. (Рисунок 7).
Коэффициент общей ликвидности (отношение суммы оборотных средств к краткосрочным обязательствам) - показывает достаточность средств организации для погашения своих краткосрочных обязательств.
В течение десяти лет, средние отраслевые показатели коэффициента рентабельности инвестиций находились на относительно высоком уровне и демонстрировали тенденцию к росту. (Рисунок 8).
Коэффициент рассчитывается как отношение чистой прибыли к сумме собственного капитала и долгосрочных обязательств и демонстрирует отдачу от вовлеченного в коммерческую деятельность собственного капитала и долгосрочно привлеченных средств организации.
Коэффициент оборачиваемости активов - рассчитывается как отношение выручки от реализации к средней величине совокупных активов за период и характеризует эффективность использования всех имеющихся ресурсов, независимо от источников их привлечения. Коэффициент показывает, сколько раз за год совершается полный цикл производства и обращения, приносящий прибыль.
За десятилетний период средние отраслевые показатели данного коэффициента деловой активности имели тенденцию к снижению (Рисунок 9).
Малый бизнес
Только 2% компаний ТОП-100 зарегистрированы в Едином реестре субъектов малого и среднего предпринимательства Федеральной налоговой службы РФ. При этом доля их выручки в общем объеме ТОП-100 в 2020 г. составляет всего 0,32%, что значительно ниже средних показателей по стране в 2018 - 2019 гг. (Рисунок 10).
Основные регионы деятельности
Компании ТОП-100 зарегистрированы в 17 регионах (20% субъектов РФ) и распределены по территории страны неравномерно в силу географического расположения месторождений угля. Почти 64% от общего объема выручки 2020 г. компаний ТОП-100 сосредоточены в Кемеровской области – Кузбассе (Рисунок 11).
Скоринг бухгалтерской отчетности
Оценка финансового положения компаний ТОП-100 показывает, что наибольшая часть из них находится в среднем финансовом положении. (Рисунок 12).
Индекс платежеспособности Глобас
Наибольшей части компаний ТОП-100 присвоен высокий Индекс платежеспособности Глобас. Это свидетельствует об их способности в полной мере отвечать по своим долговым обязательствам (Рисунок 13).
Индекс промышленного производства
По сведениям Федеральной службы государственной статистики, в течение 12 месяцев 2020 - 2021 гг. наблюдается рост показателей индекса промышленного производства в добыче угля (Рисунок 14). При этом расчетный средний показатель индекса от месяца к месяцу составил 100,9%.
Вывод
Комплексная оценка деятельности крупнейших угледобывающих компаний свидетельствует о преобладании положительных тенденций в их деятельности в период с 2011 по 2020 гг. (Таблица 1).
Тенденции и факторы оценки | Удельный вес фактора, % |
Динамика среднего размера чистых активов | 10 |
Темп прироста (снижения) среднего размера чистых активов | 10 |
Рост / снижение доли предприятий с отрицательными значениями чистых активов | 10 |
Уровень монополизации / конкуренции | -10 |
Динамика среднего размера выручки | 10 |
Темп прироста (снижения) среднего размера выручки | -10 |
Динамика среднего размера прибыли (убытка) | 10 |
Рост / снижение средних размеров чистой прибыли | -10 |
Рост / снижение средних размеров чистого убытка | -10 |
Рост / снижение средних значений коэффициента общей ликвидности | -10 |
Рост / снижение средних значений коэффициента рентабельности инвестиций | 10 |
Рост / снижение средних значений коэффициента оборачиваемости активов, раз | -10 |
Доля малого и среднего бизнеса в объеме выручки более 20% | -10 |
Региональная концентрация | -5 |
Финансовое положение (наибольшая доля) | 5 |
Индекс платежеспособности Глобас (наибольшая доля) | 10 |
Средний индекс промышленного производства за 12 мес. более 100% | 10 |
Динамика Индекса промышленного производства за 12 мес. | 10 |
Среднее значение удельного веса факторов | 1,1 |
положительная тенденция (фактор), отрицательная тенденция (фактор)